Сибирские огни, 1989, № 4
ВадиьА МАКЬНЕЕВ ИЗ КРАЕВ ОТДАЛЕННЫХ Т о ли из школы меня в воспитатели рекомендовали, то ли еще кто.,. Я-то сразу после семилетки заявление в Барнаульский сельхозтехникум послала, не знала больше никакого адреса, мне и вызов оттуда пришел, да ведь я на учете спецко- мендатуры состояла, без справки никуда не поедешь... Васюганский район — сам знаешь какой был — ссыльный район. Перемерло тогда много народу, которые бежали... А ребятишек в детские дома собирали — си рот и тех, у кого родители в бегах. Ну, вот меня да еще двух моих однолеток-девочек и определили в воспитательницы. В трид цать пятом году, летом. Сказали: три года отработаете — будете дальше учиться. Д а ли мне дошкольную группу, а через не сколько месяцев — мальчишек-старшеклас- сников. Старшие классы тогда какие? — шестой, седьмой. Десятилетки у нас не бы ло. А тех маленьких увезли в Новосельце- во, там тогда для таких специальный дет ский дом открыли. И все равно у нас пере полнено — вовеньких все везут и везут... Бывает — станет кто-нибудь рассказы вать о давнем из своей жизни, и так тебе это понятно, близко... Прошел и я, как те воспитанники Любови Самсоновны Овчаро- вой, через сиротство, разлуки, боль утрат. Иначе, по-свосму, ню тоже прошел. И хотя в скрытом сегодня далекими туманами на чале тридцатых годов находился я далеко от тех мест, и детство мое было еще свет лым, оказался потом тоже в Нарымском округе, жил в деревне, которой сегодня нет, и была та, прилепившаяся на крутояре убогая деревенька в сорока километрах от Среднего Васюгана, где и поныне стоит дет ский дом, в котором работала Любовь Самсоновна. Впрочем, сорок километров считалось по зимнику. Летом, когда превра щались в непроходимые хляби болота и ря- мы, существовал от деревни до деревни один путь — по извилистому Васюгану, и был этот путь вдвое длинней. Неприветливо к пришлым, неуступчиво Васюганье. «Бог создал рай, черт — На- рымский край». Сказал это впервые, навер ное, кто-то из тамошних подневольных по селенцев, коих было в разное время нема ло. Высылали на Васюган и в тридцатых, и сороковых, и пятидесятых годах, да еще и в начале шестидесятых. Первыми высадили с барж на заросшие тайгой крутояры рас кулаченных крестьян-лишенцев с Приир тышья, Алтая, Красноярского края, в нача ле шестидесятых годов привезли на пере воспитание туда уж е на обжитое место ал коголиков и тунеядцев в основно.м из сто лицы. Всяких людей повидала здешняя земля... Еще кое-где не посохли, не упали в реку подмытые стрежью пихты и ели на круто ярах, откуда более полувека назад крича ли плывшим мимо на переполненных бар жах мужикам и бабам уж е срубившие пер вые бараки спецпереселенцы; «Чьи вы? С какого рай-о-о-на?» И откликались с реки разноголосо: «Большереченского... Муром- цевского... Славгородского...». Таял над от ражавшей унылые берега рекою дым тянув шего баржу колесного пароходика, вновь возникал и катился над плесами тоскливый крик: «Чьи вы? Чьи?». Поредели васюганские поселки в войну, сложили головы вдали от своих деревенек сотни здешних парней, которых увезли по реке те же колесные парохо'дишки, доста вившие их сюда на баржах в начале трид цатых. И не было, к слову сказать, среди них на фронте предателей Родины. Поре дели поселки после войны, когда сняли со спецучета тех, кого ссылали обживать этот угрюмый край. Потянулись люди — кто об ратно в родные, но изгнавшие их когда-то свои деревни, кто в города. Уехали и те, кого высылали сюда из Прибалтики, Мол давии, с Кавказа. Последние поселки стер ло с лица земли укрупнение хозяйств, а в конце пятидесятых не стало и самого Ва- сюганского района. Редкие села, что су ществуют на Васюгане поныне, уцелели лишь благодаря обнаруженной геологами под толщей здешней земли нефти. Привнес ли сюда ее залежи иную, не похожую на прежнюю жизнь, понаехали другие люди. И уже немного тех, кто помнит, что и как бы ло тут в далеких тридцатых. Голос у ЛюбО'Вя Самсоновны чуть над треснутый и в то же Время певучий: — Привезли раз в детдом трех братиков, то ли с Огнева Яра, то ли с другого Вер ховского поселка, забыла теперь уж е отку- да: испитых, немощных... На берег высади ли, а ихнюю мать на этой же барже даль ше увозят — в дом инвалидов. Мать им с кормы что-то мычит — во рту у нее тряпоч ка — язык во время припадка себе отку сила. Они к ней в реку забредают, не по нимают, что такое детдом, они видят — мать от них увозят. До баржи все дальше, а она все что-то сказать силится, тряпица во рту, глаза такие мученические... Мы, воспитательницы, за ребят уцепились, не пускаем их, стоим по колено в воде оцепе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2