Сибирские огни, 1989, № 4

□БСЫ?^^ДАЕМ ПРОБАЕМЫ Анна КОРОЛЕВА, врач. Михаил КАЗАРЕЗОВ, врач, кандидат медицинских наук БОЛЬ-О НАШЕМ ЗДОРОВЬЕ Н апряженность ритма нашей жизни такова, что трудно дать стопроцент­ ную гарантию по избежанию несчаст­ ных случаев. Судите сами: на любом произ­ водстве сушествует тщательно налаженная техника безопасности, работа транспорта регулируется едиными «Правилами дорож ­ ного движения». Д аж е в быту мы с детских лет слышим: «Этого делать нельзя», «Будь осторожен», «Смотри, не поскользнись» и т. д. Все, казалось бы, направлено на сох­ ранение здоровья. Проводятся миллионы бесед, читаются лекции, чуть ли не на каж ­ дом шагу — предостерегающие знаки, пла­ каты, призывы... Однако же то и дело слышим: человек по­ лучил травму. Как правило, случается это неожиданно. Вот что рассказывает 27-лет­ ний Виктор Ш.: — Представьте себе мое настроение: ме­ сяц назад у нас родился второй ребенок — дочь. Это радость! Забот, правда, приба­ вилось. Сынишку теперь самому пришлось в детсад отводить и забирать его после работы. Ну и ходьба по магазинам, конеч­ но, целиком легла на мои плечи. В этот день я пообещал жене приехать на обед. Едва наступил перерыв, я уже на мо­ тоцикле. Увидел на дороге встречный грузовик. Когда оставалось десять — пятнадцать мет­ ров, тот почему-то резко вильнул в мою сторону. Запомнилось только, что улыбаю­ щийся водитель не смотрит на дорогу, а повернул голову к попутчице... Когда пришел в себя —■надо же! — лежу в больнице. Этого еще не хватало. Резко вскочил с кушетки... и снова потерял созна­ ние. Тут все ясно. С одной стороны — преступ­ ная халатность водителя грузовика. С дру­ гой — большая людская беда. Без малого полгода врачи не отходили от Виктора и все-таки поставили его на ноги. А каково было в это время его жене с двумя малы­ ми детьми! Что ж е касается Виктора, то его пере­ живания могут понять только люди, испы­ тавшие подобное, и врачи. Ведь открытые повреждения в таких случаях, как правило, сопровождаются ушибом и размозжением мягких тканей, переломами костей конеч­ ностей с обильным обсеменением раны различными микроорганизмами, которые, по­ падая в рану, оказываются в очень благо­ приятных условиях и начинают бурно раз­ множаться. Это проявляется выраженной отечностью конечностей, повышением тем­ пературы, резкими болями и тяжелой ин­ токсикацией организма, вплоть до обмороч­ ного состояния. В таких случаях возникает вопрос: что ж е делать? Или пытаться сохранить ногу, руку, или, ради спасения жизни больного, идти на радикальное вмешательство — ам­ путацию конечности на уровне перелома. Хорошо, что в данном случае все обошлось: после излечения Виктор Ш. смог присту­ пить к работе. По данным Всемирной организации здра­ воохранения, от транспортных катастроф на дорогах земного шара каждые две ми­ нуты погибает один человек и каждые пять секунд пострадавший от травмы становится инвалидом. В индустриально развитых стра­ нах травматизм является наиболее частой причиной инвалидности и гибели людей работоспособного возраста. Вот данные по нашей стране за 1985 год. На 10 тысяч взрослого населения постра­ давших на дорогах оказалось 9 человек. По­ ловина общего числа пострадавших — в возрасте 15—20 лет, 59% — смертельный исход. Главная причина трагедии (62,1% )— пострадавшие не получили первичной меди­ цинской помощи до госпитального этапа. Еще хуже положение на дальних междуго­ родных трассах. Здесь на месте происшест­ вия без оказания помощи гибнет Й,2% по­ страдавших. Причем травмы становятся все более тя­ желыми и сопровождаются большим числом повреждений. Нередко, в силу необычности ситуации, возникшей в результате тяжелой травмы, врачи находятся в затруднитель­ ном положении и не всегда выходят побе­ дителями из той или иной сложной ситуа­ ции. Иногда сочетание нескольких повреж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2