Сибирские огни, 1989, № 4
□БСЫ?^^ДАЕМ ПРОБАЕМЫ Анна КОРОЛЕВА, врач. Михаил КАЗАРЕЗОВ, врач, кандидат медицинских наук БОЛЬ-О НАШЕМ ЗДОРОВЬЕ Н апряженность ритма нашей жизни такова, что трудно дать стопроцент ную гарантию по избежанию несчаст ных случаев. Судите сами: на любом произ водстве сушествует тщательно налаженная техника безопасности, работа транспорта регулируется едиными «Правилами дорож ного движения». Д аж е в быту мы с детских лет слышим: «Этого делать нельзя», «Будь осторожен», «Смотри, не поскользнись» и т. д. Все, казалось бы, направлено на сох ранение здоровья. Проводятся миллионы бесед, читаются лекции, чуть ли не на каж дом шагу — предостерегающие знаки, пла каты, призывы... Однако же то и дело слышим: человек по лучил травму. Как правило, случается это неожиданно. Вот что рассказывает 27-лет ний Виктор Ш.: — Представьте себе мое настроение: ме сяц назад у нас родился второй ребенок — дочь. Это радость! Забот, правда, приба вилось. Сынишку теперь самому пришлось в детсад отводить и забирать его после работы. Ну и ходьба по магазинам, конеч но, целиком легла на мои плечи. В этот день я пообещал жене приехать на обед. Едва наступил перерыв, я уже на мо тоцикле. Увидел на дороге встречный грузовик. Когда оставалось десять — пятнадцать мет ров, тот почему-то резко вильнул в мою сторону. Запомнилось только, что улыбаю щийся водитель не смотрит на дорогу, а повернул голову к попутчице... Когда пришел в себя —■надо же! — лежу в больнице. Этого еще не хватало. Резко вскочил с кушетки... и снова потерял созна ние. Тут все ясно. С одной стороны — преступ ная халатность водителя грузовика. С дру гой — большая людская беда. Без малого полгода врачи не отходили от Виктора и все-таки поставили его на ноги. А каково было в это время его жене с двумя малы ми детьми! Что ж е касается Виктора, то его пере живания могут понять только люди, испы тавшие подобное, и врачи. Ведь открытые повреждения в таких случаях, как правило, сопровождаются ушибом и размозжением мягких тканей, переломами костей конеч ностей с обильным обсеменением раны различными микроорганизмами, которые, по падая в рану, оказываются в очень благо приятных условиях и начинают бурно раз множаться. Это проявляется выраженной отечностью конечностей, повышением тем пературы, резкими болями и тяжелой ин токсикацией организма, вплоть до обмороч ного состояния. В таких случаях возникает вопрос: что ж е делать? Или пытаться сохранить ногу, руку, или, ради спасения жизни больного, идти на радикальное вмешательство — ам путацию конечности на уровне перелома. Хорошо, что в данном случае все обошлось: после излечения Виктор Ш. смог присту пить к работе. По данным Всемирной организации здра воохранения, от транспортных катастроф на дорогах земного шара каждые две ми нуты погибает один человек и каждые пять секунд пострадавший от травмы становится инвалидом. В индустриально развитых стра нах травматизм является наиболее частой причиной инвалидности и гибели людей работоспособного возраста. Вот данные по нашей стране за 1985 год. На 10 тысяч взрослого населения постра давших на дорогах оказалось 9 человек. По ловина общего числа пострадавших — в возрасте 15—20 лет, 59% — смертельный исход. Главная причина трагедии (62,1% )— пострадавшие не получили первичной меди цинской помощи до госпитального этапа. Еще хуже положение на дальних междуго родных трассах. Здесь на месте происшест вия без оказания помощи гибнет Й,2% по страдавших. Причем травмы становятся все более тя желыми и сопровождаются большим числом повреждений. Нередко, в силу необычности ситуации, возникшей в результате тяжелой травмы, врачи находятся в затруднитель ном положении и не всегда выходят побе дителями из той или иной сложной ситуа ции. Иногда сочетание нескольких повреж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2