Сибирские огни, 1989, № 4
персональным кодом, и сейчас же можно получить любую информацию в любом требуемом разрезе. Время принятия реше ний в сотни раз быстрее, и решения опти мальны. Кожа закупается за границей за 10 недель до начала производства, причем допускается 20 процентов отклонений в заказанных размерах. Процесс изготовления пары обуви 17—25 дней, а чистое время из готовления в среднем 60 минут на пару. Больших складов и больших запасов у нас нет за исключением кож для верха обуви. Все дело в четком планировании, в органи зации работ и сервисе. — А не дешевле производить год за го дом одни и те же модели? — Понятно, что дешевле. Нам в год тре буется одних лишь резаков чуть менее 100 тысяч, которые практически не изнашивают ся, но уже не имеют никакой ценности. Спрос, конъюнктура, покупатель. Кроме то го, мы не можем сами диктовать моду на обувь, так как она должна быть согласова на с модой на одежду. — Выходит, компьютер полностью изжи вает из обувного производства живой че ловеческий труд, человеческий фактор? — Нет, это просто более сложный ин струмент в руках человека. И скажу так: кто хоть раз в жизни понюхал кожу, тот уже не может жить без этого запаха. Ре месло Ганса Сакса, известного персонажа из оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстер зингеры», мастера сапожных дел, не поте ряло своего значения и в нашем индустри альном веке. Испокон веков известно, что для работы с кожей необходимы тонкое чутье и большой опыт. Да, компьютер мо жет оказать большую помошь, но процесс преврашения кожи в готовую обувь и се годня, и завтра не может быть полностью автоматизирован. Работа с кожей требует такого высокого мастерства и такой тон кой интуиции, что вряд ли в ближайшем будущем робот сможет заменить в этой об ласти человека. И ОПЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР По коридорам и цехам обувной индуст рии пробежал освежающий ветерок: в Эс тонии и Ленинграде стали работать по-ново му, взяв за основу известный давным-дав но принцип маркетинга, когда все от про изводства до продажи концентрируется в одних руках. И это ведь разумно: торговля никогда толком не отвечала за качество товара, отпихивая от себя и товар, и проб лему его качества. Абы выполнить план то варооборота. В Ленинграде создана смешан ная фирма «Ленвест»: руки и площади на ши (сырье тоже), оборудование и модели ваши (зарубежные). И вот что получилось: швеи, получавшие у нас 200 рублей, ста ла зарабатывать 400; мастеру вместо ж ал ких 150 пошли весомые 350 рублей, и да же главный бухгалтер с законным удоволь ствием стал выписывать себе не прежние 230, а хорошие 400 рублей. Обувь, за кото рой мгновенно разрастались очереди, сто ила вместо запланированных 40 все 65 руб лей, а сапоги не 90, а 130-160 рублей. Хорошо? Неплохие результаты, но стоит взглянуть за кулисы интересных событий. Большинство смешанных фирм (обычно 40 процентов зарубежного капитала и 60 — ни- шего вклада), созданных скоропалительно за последние полтора-два года, испыты вают громадные трудности (а в сущности, на грани краха) по трем причинам: физио логическим — значительная часть работниц не может выдержать предложенного зару бежного темпа и увольняется туда, где и работы и зарплаты поменьше; психологи, ческим — уровень интеллекта, о чем мы ни когда не вспоминали, и компетентности ру ководителей ниже требуемого уровня; организационным — там, где шведы и фин ны ставят одного бухгалтера с компьютером, мы оставляем троих мамаш со счетами... Все вроде учли: и какие модели, и какая техника, и какая зарплата. Забыли созна тельно одно — человеческий фактор. Именно благодаря ему (а не декларациям о его ува жении) чешские и немецкие производства в 2—3 раза эффективнее, а японское даже в 4—5 раз. Ах, эта производительность тру да! Сколько должно быть уволено из 18 млн. управленцев при 131 млн. работающих? Подсчитано и доказано, что безболезненно можно убрать сначала 6 млн., а затем, на основе НОТ и АСУ,— еще столько же. Структура такова: на 7—10 рабочих прихо дится 1 мастер-бригадир, на 7—10 мастеров- техников приходится 1 инженер, на 7—10 инженеров-конструкторов и модельеров — 1 руководитель, на 7—10 начальников— 1 управляющий. Такая структура проста, про верена и надежна. А теперь подсчитаем: на востоке страны, за Уралом, более 200 пред приятий легкой промышленности, на кото рых работает чуть меньше 200 тысяч чело век. Рациональная структура такова: 180 тысяч работающих, 18 тысяч мастеров и бригадиров и 2 тысячи руководителей-уп- равленцев всех верхних этажей. Реальность: рабочих не хватает, мастера перегружены (на одного — до 30—40 работниц), а все остальные загнаны в раздувшуюся раковую болячку верхних этажей управления. Есть предприятия, где инженеров и рабочих 50:50. — Вы бы могли гарантировать увеличение зарплаты в 2—3 раза, как на Ленвесте? — спрашивают рабочие. — Да, безусловно, да. И сделать это можно в 2—3 года. Но! Во-первых, резко, на 50—70 процентов, сократить весь управ ленческий персонал (сохранив объем функ. ПИЙ и расписав их). Во-вторых, смело вы двинуть ряд новых молодых, динамичных (не постесняемся сказать, честолюбивых) руководителей — реальных лидеров на место формальных. И, в-третьих, вам, товарищи рабочие, придется заново учиться труду и дисциплине. Согласны? Так должны были бы сказать сегодняш ние руководители. А они молчат: «Не сбро сит ли их коняга на галопе?» ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПОДРЯД! Подряд бригадный, коллективный, аренд ный, семейный, мелкогрупповой, индивиду альный — что это такое? Мы задали этот вопрос 100 инженерам, мастерам, рабочим, преподавателям вузов — никто из них отве тить на него не смог: абсолютная экономи-' ческая безграмотность... Как после этого го ворить о хозрасчете, самофинансировании,' экономическом самоуправлении? Дело, очо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2