Сибирские огни, 1989, № 4
Нашей родной отчизны. Д а мало ли куда можно с радостью потратить эти живые деньги. План не выполнен, завален, а деньги — вот они. Таких «работ ников» можно вполне обоснованно назвать зарубежным словом «рантье» — тот, кто стрижет купоны, «соскабливает» свою долю с проходящих денег. Да, парадокс совет ской экономики не из последних. Почему ра бочий класс должен отдавать свои деньги бюрократу? Разделите для интереса эти 190 тысяч рублей на 150 человек — это не 100 и даже не 500 рублей на личность вы ходит— по 1000 с хвостиком. Здорово! Расчет второй. В этом году мы закупили «под ключ» 4 обувных предприятия италь янской фирмы «Коголо», каждое — миллио ны инвалютных рублей. Всего затрат на 140 млн. рублей. Каждое такое предприя тие должно выпускать 2 млн. пар обуви, всего 8 млн. пар, что составляет приблизи тельно 1 процент от всей нашей минлег- промовской обуви (мы выпускаем 820 млн. пар в год). То есть народ этой обуви не увидит, она «накормит», а точнее, развратит только элитную часть покупателей. Но! Предприятие в Тольятти работает на 50 процентов мощностей, в Калуге не достиг ло и 20. На отечественных материалах эти фабрики работать не могут, поэтому заку пили на год импортных. А потом? А потом оборудование пойдет вразнос: подавай запасные части. То есть работа пойдет «под откос», а через 9 месяцев инвалютные рубли рассеются. А ведь на эту огромную сумму можно было, во-первых, заказать проект завода под наши возможности и наше сырье (не просто взять копию завода), во-вторых, взять один завод-образец и «раздублиро- вать» его у нас (сохранив остальную валю ту), в-третьих, купить миллионы пар пре красной обуви или двухгодовой товарный выпуск этих фабрик. «За что же вы ратуете?» — спросят нас. Не за первое, не за второе, не за третье, а за все вместе. За то, чтобы не решать еди нолично, а рассчитывать и выбирать луч шие варианты— за их наличие. За методи ки расчета вариантов — их нет (строят гид роэлектростанции и АЭС, поворачивают реки — и все на основе каких-то ущербных методик без учета пирамиды всех возмож ных потерь и последствий). Мы — за ва риативную экономику! Не за ведомственно министерское, а за государственное мыш ление! МИНИСТРЫ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ Недавно по новосибирскому телевидению состоялся, а точнее, не состоялся харак терный диалог. Одно «высокостоящее» лицо позволило журналисту себя спросить: «А сколько вы зарабатываете?» Ответ: «Оклад 500 рублей и одна привилегия работать по 12 часов, в хозрасчетных связях с пред приятиями не состою». Потом лицо подума ло и прислало чуть «нижесебястоящее» ли цо, которое вырезало эту часть откровенной и демократичной беседы. Наша страна занимает первое место в мире по числу министров, академиков, членов-кор- респондентов и «первых» (на каждую ты сячу работающих душ), которых объединя- 'ет не столько генеральско-министерский ок- :>лад, сколько министерские привилегии. Пора, наконец, честно разобраться, что такое номенклатурные привилегии, и оце нить в рублях стоимость власти. Начнем с оклада — 500 рублей; предположим, он без премий, без наградных, без коэффициен тов и прочих удобных причислений. Почему бы хоть одному министру, не перейти на хозрасчетные отношения с предприятиями?! Это министр. Спускаемся: замы его, на чальники управления, объединения, отдела, отдельчика, ответственный инструктор, ди ректор, его замы, начальник цеха — под считайте не менее 7—10 ступеней до масте ра, бригадира и рабочего, от которых мы требуем хозрасчета. Все остальные в хоз расчете не нуждаются, они в нем не заин тересованы, они — на окладе. Громадная номенклатурная армия не заинтересован ных в переменах. «САЛАМАНДЕР» БЕЗ СЕКРЕТОВ До прошлого года западногерманскую фирму «Саламандер» у нас знали только элитарные покупатели печально известных магазинов «Березка». Сегодня, после того как она предложила свой опыт и достиже ния, а главное, свою обувь (сделанную уже в России), она известна многим. Говоря с работниками фирмы, изучая ее материа лы, мы все время думали: «Это, к сожале нию, наш завтрашний день». И задавали вопросы: — Несколько слов о фирме в целом? — Самая крупная западноевропейская обувная фирма. Город Корнвестгейм у Штутгарта. 10 фабрик, многие лаборатории и отделы, 10 тысяч работающих. 10 млн. пар обуви в год. Дважды в году обновля ется ассортимент. Гамма ассортимента — 500 основных моделей, в год до 50 тысяч видов разной обуви (200 пар обуви каждого вида). 280 специализированных магазинов во всех странах Западной Европы. Постав ляет продукцию 2500 другим торговым ор ганизациям всех пяти континентов. Фирме 100 лет. — О структуре фирмы? — На предприятии выделяем 4 части: отдел разработок и планирования, собствен но производство, отдел снабжения и отдел сбыта. 150 терминалов с экранами изо всех подразделений сводят всю необходимую ин формацию в вычислительный центр. Кроме того, 150 магазинов оборудованы кассами- компьютерами. Обувь идет по циклу с нак лейками, которые автоматически переводят данные в информационную сеть. Все, что когда-то было связано с бумагами: расчет зарплаты (по всем подразделениям), вся статистика, все данные по спросу, проекти рованию и запасам проходят через ЭВМ. — Какова структура маркетинга? — Проектирование начинается за год до продажи, например, осенне-зимней обуви, обычно в октябре. В марте формируются заказы на новый ассортимент, а в июле-сен тябре продается более 80 процентов выпу щенных партий. Если в Советском Союзе управленцы всех уровней свыше 90 процен тов времени проводят за столами, обраба тывая документы, то наши специалисты до 70 процентов рабочего времени проводят перед экраном дисплея. Скорость сбора ин формации в миллионь! раз быстрее: доста точно ‘удостоверить ’ЭВМ свою личность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2