Сибирские огни, 1989, № 4

Нашей родной отчизны. Д а мало ли куда можно с радостью потратить эти живые деньги. План не выполнен, завален, а деньги — вот они. Таких «работ­ ников» можно вполне обоснованно назвать зарубежным словом «рантье» — тот, кто стрижет купоны, «соскабливает» свою долю с проходящих денег. Да, парадокс совет­ ской экономики не из последних. Почему ра­ бочий класс должен отдавать свои деньги бюрократу? Разделите для интереса эти 190 тысяч рублей на 150 человек — это не 100 и даже не 500 рублей на личность вы­ ходит— по 1000 с хвостиком. Здорово! Расчет второй. В этом году мы закупили «под ключ» 4 обувных предприятия италь­ янской фирмы «Коголо», каждое — миллио­ ны инвалютных рублей. Всего затрат на 140 млн. рублей. Каждое такое предприя­ тие должно выпускать 2 млн. пар обуви, всего 8 млн. пар, что составляет приблизи­ тельно 1 процент от всей нашей минлег- промовской обуви (мы выпускаем 820 млн. пар в год). То есть народ этой обуви не увидит, она «накормит», а точнее, развратит только элитную часть покупателей. Но! Предприятие в Тольятти работает на 50 процентов мощностей, в Калуге не достиг­ ло и 20. На отечественных материалах эти фабрики работать не могут, поэтому заку­ пили на год импортных. А потом? А потом оборудование пойдет вразнос: подавай запасные части. То есть работа пойдет «под откос», а через 9 месяцев инвалютные рубли рассеются. А ведь на эту огромную сумму можно было, во-первых, заказать проект завода под наши возможности и наше сырье (не просто взять копию завода), во-вторых, взять один завод-образец и «раздублиро- вать» его у нас (сохранив остальную валю­ ту), в-третьих, купить миллионы пар пре­ красной обуви или двухгодовой товарный выпуск этих фабрик. «За что же вы ратуете?» — спросят нас. Не за первое, не за второе, не за третье, а за все вместе. За то, чтобы не решать еди­ нолично, а рассчитывать и выбирать луч­ шие варианты— за их наличие. За методи­ ки расчета вариантов — их нет (строят гид­ роэлектростанции и АЭС, поворачивают реки — и все на основе каких-то ущербных методик без учета пирамиды всех возмож­ ных потерь и последствий). Мы — за ва­ риативную экономику! Не за ведомственно­ министерское, а за государственное мыш­ ление! МИНИСТРЫ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ Недавно по новосибирскому телевидению состоялся, а точнее, не состоялся харак­ терный диалог. Одно «высокостоящее» лицо позволило журналисту себя спросить: «А сколько вы зарабатываете?» Ответ: «Оклад 500 рублей и одна привилегия работать по 12 часов, в хозрасчетных связях с пред­ приятиями не состою». Потом лицо подума­ ло и прислало чуть «нижесебястоящее» ли­ цо, которое вырезало эту часть откровенной и демократичной беседы. Наша страна занимает первое место в мире по числу министров, академиков, членов-кор- респондентов и «первых» (на каждую ты­ сячу работающих душ), которых объединя- 'ет не столько генеральско-министерский ок- :>лад, сколько министерские привилегии. Пора, наконец, честно разобраться, что такое номенклатурные привилегии, и оце­ нить в рублях стоимость власти. Начнем с оклада — 500 рублей; предположим, он без премий, без наградных, без коэффициен­ тов и прочих удобных причислений. Почему бы хоть одному министру, не перейти на хозрасчетные отношения с предприятиями?! Это министр. Спускаемся: замы его, на­ чальники управления, объединения, отдела, отдельчика, ответственный инструктор, ди­ ректор, его замы, начальник цеха — под­ считайте не менее 7—10 ступеней до масте­ ра, бригадира и рабочего, от которых мы требуем хозрасчета. Все остальные в хоз­ расчете не нуждаются, они в нем не заин­ тересованы, они — на окладе. Громадная номенклатурная армия не заинтересован­ ных в переменах. «САЛАМАНДЕР» БЕЗ СЕКРЕТОВ До прошлого года западногерманскую фирму «Саламандер» у нас знали только элитарные покупатели печально известных магазинов «Березка». Сегодня, после того как она предложила свой опыт и достиже­ ния, а главное, свою обувь (сделанную уже в России), она известна многим. Говоря с работниками фирмы, изучая ее материа­ лы, мы все время думали: «Это, к сожале­ нию, наш завтрашний день». И задавали вопросы: — Несколько слов о фирме в целом? — Самая крупная западноевропейская обувная фирма. Город Корнвестгейм у Штутгарта. 10 фабрик, многие лаборатории и отделы, 10 тысяч работающих. 10 млн. пар обуви в год. Дважды в году обновля­ ется ассортимент. Гамма ассортимента — 500 основных моделей, в год до 50 тысяч видов разной обуви (200 пар обуви каждого вида). 280 специализированных магазинов во всех странах Западной Европы. Постав­ ляет продукцию 2500 другим торговым ор­ ганизациям всех пяти континентов. Фирме 100 лет. — О структуре фирмы? — На предприятии выделяем 4 части: отдел разработок и планирования, собствен­ но производство, отдел снабжения и отдел сбыта. 150 терминалов с экранами изо всех подразделений сводят всю необходимую ин­ формацию в вычислительный центр. Кроме того, 150 магазинов оборудованы кассами- компьютерами. Обувь идет по циклу с нак­ лейками, которые автоматически переводят данные в информационную сеть. Все, что когда-то было связано с бумагами: расчет зарплаты (по всем подразделениям), вся статистика, все данные по спросу, проекти­ рованию и запасам проходят через ЭВМ. — Какова структура маркетинга? — Проектирование начинается за год до продажи, например, осенне-зимней обуви, обычно в октябре. В марте формируются заказы на новый ассортимент, а в июле-сен­ тябре продается более 80 процентов выпу­ щенных партий. Если в Советском Союзе управленцы всех уровней свыше 90 процен­ тов времени проводят за столами, обраба­ тывая документы, то наши специалисты до 70 процентов рабочего времени проводят перед экраном дисплея. Скорость сбора ин­ формации в миллионь! раз быстрее: доста­ точно ‘удостоверить ’ЭВМ свою личность

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2