Сибирские огни, 1989, № 4
рабочего человека проблем; плохие условия труда; низкая зарплата; отсутствие льгот (нет детсадов, жилья); низкий технический уровень производства; унизительное каче ство. МЕЧТА О НАТУРАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ Да, сегодня наша легкая промышлен ность на мировом рынке не конкуренто способна и впереди чрезвычайно мало пер спектив. Но так было не всегда. До войны мы не только сами производили хорошее оборудование, но и даже экспортировали его. Застой начался два десятилетия назад, когда легкие «нефтегазовые» деньги сориен тировали нас не на развитие собственной базы, а на закупки за границей. Была и раньше валюта, были и раньше закупки. Закупали единичные экземпляры станков и машин, и не просто разбирали и выпускали копии (как это сейчас делают китайцы), а запускали, выверяли работу на нашем сы рье. Создавали полигоны новой техники — осваивали лучшее зарубежное и шли вперед. Сейчас и валюты дают больше, и торгую щих стран больше, а результаты все хуже и хуже. Хватаем не идеи, а куски обрабо танного металла; перекрываем не всю тех нологическую цепочку, а ее обрывки. Что-то здесь установилось, что-то там прижилось,, и никому нет дела до соседа, до коллеги. Б сущности, уже 20 лет в обувной промышлен ности ничто не меняется — лишь разовыми, некомплексными судорожными усилиями поддерживается видимость какого-то тех нического и организационного уровня. Бесь мир перешел на легкую, гибкую, износостой кую и красивую полиуретановую подошву; от 30 до 70 процентов людей носят обувь с такой подошвой. У нас не наберется и 10 процентов обуви на полиуретане — нет ни самого полиуретана, ни машин для его из готовления. Легкая промышленность только называ ется «легкой»: нет у нее никакой маневрен ности и оперативности. Бозьмем авиапром — это громадное натуральное хозяйство, ко торое выпускает для себя все: от прозрач ного плексигласа и резины до липучек, кре пящих на креслах подзатылочные салфетки. Приборостроение, станкостроение— у них тоже все свое. Живут большим, хорошим, самообеспечивающимся натуральным хозяй ством и не стесняются этого. Именно так живут наши самые сильные и передовые то варищи— оборонщики. Одни обзывают; «Натуральное хозяйство». Другие мечтают: «Натуральное хозяйство». Какие мощные строительные цехи на «Сибсельмаше», на авиазаводе им. Чкалова! И строят все, что им нужно, хозспособом. Обувщики делают реальный товар, нехват ка которого так ощущается везде, но они практически не строят жилья и не имеют ни одного собственного жилого дома по всей Сибири и Дальнему Бостону. (Бот сидит на заседании Совета Министров СССР министр легпрома рядом с другими «про мышленными» министрами — разве не стыд- ,по ему быть иждивенцем?) Все ведущие ютраели не то что дома и ясли строят — даже кадры себе готовят; медики, желез нодорожники, строители, водники, педаго ги, крестьяне — все имеют свои вузы. А легковики? Между вузом (в частности, но восибирским филиалом Московского тех нологического института легкой промышлен ности) и Минлегпромом — стена: хоть бы одно доброе распорядительное письмо приш ло... Просто не замечают вуза. А в у з— поставщик кадров. Тоже иждивенчество. Ну, хорошо, может, с оборудованием лучше? Легкая промышленность комплек туется оборудованием, как отечественным, так и зарубежным, но предпочтительно им портным. Был минпищелегмаш — растащи ли его заводы по 8 министерствам. Вчера можно было писать заявку или жалобу в одно место, а теперь иди с протянутой ру кой в 8 мест. Уже давно в мире признано^, что оборудование для пищевой и легкой промышленности — самое сложное, самое тонкое и самое дорогое. У нас же его дела ют на «задних дворах» предприятий, лепят, абы побыстрее да подешевле. Пример — вышло в 1987 году постанов ление директивных органов страны о развитии легкой промышленности силами всех ведущих промышленных отраслей на родного хозяйства. Согласно этому доку менту на Новосибирском авиазаводе им. В. Чкалова было решено спроектировать и выпустить для нужд кожевенно-обувной промышленности шлифовально-обеспыли- вающий агрегат — кожу шлифует и затем обеспыливает. Проектировали-проектиро- вали, делали-делали. Полгода мучили объединение «Обь» — ничего не вышло. Выпустили пионерный экземпляр — он дол жен был стать серийным для всех кожев ников страны. Чем кончилось-—забрали этот экземпляр и молчок. Потерян год. А ведь завод делает хорошие самолеты и они хорошо летают, а вот агрегата не вышло. Почему? На столе у каждого директора ле жит отдельно папка с красной чертой — де лать в первую очередь и чтоб реально рабо тало. Во всех остальных папках — другие, не первозначимые дела; в самой последней из них — агрегат для «Оби». Старая беда — хорошие красители. Нет не то что хороших — даже плохих. Выпус кают их 20 процентов от нужного коли чества, и половина — самые примитивные. Кто выпускает? Химия. Капиталисты де лают всю гамму веществ. У нас гордо го ворят о большой химии, отжимая в уго лок малотоннажную химию. Ведь краси телей требуется не цистерны, а бидоны — чего с ними возиться? В стране не находим, бежим наскребать золото, чтобы закупить эти проклятые килограммы проклятых красителей у капиталистов. Благо есть еще инвалютные лазейки. Но существуют эти лазейки для Москвы и Ленинграда. Знаменитый «Скороход» хвалится контак тами с 85 фирмами. У нас, к примеру, все 15 предприятий Новосибирска (вме сте не менее крупных, нежели «Скоро ход») контактируют лишь с тремя далеко не лучшими зарубежными фирмами, да и то на уровне обмена любезностями. Если уж есть валюта, то надо тратить ее не на ширпотреб, не на закупку туфель и сапог (это вторичное, производное), а на главное — на закупку заводов-образцов, ох ватывающих весь производственно-техно логический цикл, от первичного раскроя и обработки сырья до укладки модной обу ви в красивую упаковку; на закупку авто матизированных комплексов со всеми ор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2