Сибирские огни, 1989, № 4
няком — «Былое» и «Минувшие годы» — журналы по истории освободительного дви жения в России. Четырьмя толстыми томами каждый год на протяжении добрых семидесяти лет вы ходили «Чтения в Обществе истории и древностей Российских». Не периодически, но с хорошей регулярностью поступали чи тателям книжки «Русской исторической библиотеки». Разнокалиберные, но неиз менно строго выверенные в текстологиче ском смысле гроссбухи и брошюры Об щества любителей древней письменности. «Летопись занятий Археографической ко миссии». «Записки Одесского общества ис тории и древностей». А кроме того — мно гочисленные «Акты», труды губернских уче ных архивных комиссий, издания разных археологических обществ... Кто из исследователей досоветской ис тории не знает этого духовного богатства! Повторю: все перечисленные мною изда ния печатали исключительно или преиму щественно тексты оригинальных источни ков. А ведь была еще масса серьезных и уважаемых ученым миром журналов более широкого направления, как теперь сказали бы —общественно-политических и лите ратурно-художественных, которые помеща ли того же рода материалы от случая к случаю, но вполне систематически: вспом ним «Отечественные записки», «Историче ский вестник» и «Вестник Европы», «Древ нюю и новую Россию»; вспомним совсем уж ведомственные «Журнал Министерства народного просвещения» и «Журнал^ Мини стерства внутренних дел», «Морской сбор ник»... Эта традиция ныне прочно забыта, если не утеряна вовсе. Отметим еще одну закономерность. На протяжении многих лет неуклонно растет удельный вес работ, посвященных истори ографии. Это отрасль исторической науки, изучающая ее же историю. Дело, конечно, нужное: как же без осмысления того, что сделано предшественниками? Однако мас штабы этого «осмысления» сегодня таковы, что поневоле задаешься вопросом; неужто у историков не осталось никакого другого занятия, кроме как анализировать коллег? Ведь это значит воздвигать надстройку — над надстройкой; этак можно столько наго родить, на такие высоты взобраться, что базис вовсе не будет виден... Когда иссякают источники, история пре вращается в мертвую долину. Призрачно струится река забвения, и бледные тени из редка мелькают над нею. Кто нынче в роли Харона? Прикидываю: не будь еще в прошлом ве ке дотошно изданы мемуары Андрея Боло това,— в каком виде дошли б они к сегод няшнему читателю? Не сомневаюсь: изуве ченными, сокращенными до объема голой концепции, владеющей публикатором. И не было бы у нас никаких оснований говорить об «универсальном», «грандиозном» Боло тове, об энциклопедичности его интересов и воззрений. Что уж тогда рассуждать о наследии Дмитрия Ильина? Его удел — в самом луч шем случае несколько страничек научной публикации, включающих один-два рево люционных эпизода; вся же судьба, вся мно готрудная жизнь, весь духовный опыт, да и 132 собственно весь человек — вне поля зрения историков. Где же выход? А вот он — перед вами. Пока страгивается с места тяжелая ащ паратная мысль о допущении самой воз. можности писать не по прописям и чит*8Гь не по катехизису, пока секретчики вяло рас шнуровывают папки с делами, пока истори ки в очередной раз определяют для себя пределы дозволенного и границы познавав, мого,— нет ли смысла — всем остальным по. думать об издательских возможностях, пре. доставляемых самим временем? Со скрипом открываются общегосударственные архивы, вовсе закрыты ведомственные,— что ж, да. вайте публиковать архивы личные. Я ду маю, фатальное «ленивы мы и нелюбопыт ны» характеризует общественное настрое ние очень определенных эпох,— а нынче, похоже, другое время на нашей улице. Массовых журналов у нас не так уж и мало, честных редакторов и издателей тоже хватает. Есть спрос, есть предложение,-^ за чем же дело стало? ДЕБЕТ И КРЕДИТ Дмитрий Ильин был по профессии лито графом. Когда-то это дело называли — ли тографское искусство. И впрямь, скорее ис. кусство, чем ремесло: тут требуется и от. точенный вкус, и творческий навык. Сегод. ня литография совершенно забыта как спо соб массовой печати, в издательском деле не применяется вовсе, и только немногие ху. дожники владеют этой удивительной тех никой. Греческое Ш1ю5 — камень. Основа для работы литографа — чистый известняк, на! хорошо отшлифованную поверхность ко-| торого нужно нанести рисунок. Делается это специальным карандашом либо тушью, приготовить которые тоже нужно немалое умение; в состав их входят воск, ламповая копоть, мыло, животное сало и разные смо лы. Потом камень обрабатывают азотной кислотой, от реакции которой с известняком образуется азотнокислый кальций — ве щество, отталкивающее жиры. Когда на поверхность, подготовленную таким обра зом, накатывают краску, она ложится толь ко на те места, где были нанесены штрихи. Теперь можно накладывать бумагу и сни мать оттиск. И если литограф в полной ме ре владеет своим мастерством, качество изображения потрясает. У каждой профессии свои тонкости. Рабо та литографа требует абсолютной аккурат ности. Ошибочно нанесенную линию не возьмет никакой ластик: ее нужно выскаб ливать шабером, заодно снимая пропитав шийся жиром слой камня. Неосторожное прикосновение пальца к отшлифованной по-| верхности — и на оттиске появятся ваши неповторимые папилярные линии. Творчест во творчеством, но прежде чем нанести штрих, непременно надо подумать. Профессиональные навыки отражаются в житейских привычках. Насколько можно судить по его архиву, Ильин был чрезвы-: чайно педантичным человеком. Вот, скажем, реестр его охотничьим трофеям, веденный | в 1893 году, когда охотнику исполнилось девятнадцать лет. Аккуратно разграфленная таблица выходов на природу; указана дата; и день недели, число сделанных выстрелов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2