Сибирские огни, 1989, № 4
Довольно трудно проследить логику, на диктовавшую перечень запретных мест ностей, но сейчас это не важно. Другое важнее: из сказанного ясно, что законных оснований ни к обыску, ни к аресту, ни тем более к высылке у властей — не было. Почему Ильин выбрал для «водворения» Павлодар? Ответ дает адрес, по которому Дмитрий Иннокентьевич просил пересылать для него почту: Павлодар, Казачья пло щадь, дом К. М. Пугачева. Сын К. М., Ев гений Пугачев, был большим другом Иль ина. Запомним его имя: оно нам еще встре тится. Упомянутые Ильиным партийные клички раскрыть не удалось. В другом месте Дмитрий Иннокентьевич поясняет, что Фельдшер и впрямь был медиком, а стран ный псевдоним Кишечник означал рабо чего, который отмывал кишки на бойне. Еще одна существенная деталь. Негатив ная оценка меньшевиков — безусловно поз днейшее наслоение, проявление ложной па мяти, когда человек под влиянием сегод няшних установок совершенно искренне считает, что и четверть века назад относил ся к какому-то явлению точно так же, как сейчас. Об этом мне сказала Маргарита Викторовна Иванова, заодно напомнив про четвертый, объединительный съезд РСДРП . — Так что же,— спросил я,— разногла сий между большевиками и меньшевиками те было? — Разногласия были,— сказала она,— и очень серьезные. Но в низовых звеньях они резко не проявлялись. Рядовые рево- ■чюционеры делали общее дело —- боролись с самодержавием, и не слишком старались формализовать свою политическую плат форму. А меньшевики по отношению к боль шевикам были все же ближайшими товари щами по революции. — Д а,— согласился я.— Трудно говорить о фракциях на уровне отдельных личнос тей... — Не забывайте,— добавила Маргарита Викторовна,— что в Томске единая органи зация РСДРП существовала аж до середи ны сентября семнадцатого года. Я понял из этого: все было намного слож нее, чем нам рассказывал «Краткий курс», объявлявший меньшевиков главными врага ми революции,— едва ли не более страшны ми, чем черносотенцы. Сложнее настолько, насколько любой человек сложнее однознач ного его определения. Но и проще было — ибо существовала для всех революционе ров единая система ценностей, и очевиден был общий враг. Приведу свидетельство Пантелеймона Николаевича Лепешинского, взятое из его книги «На повороте» (издание 2-е, Л., При бой, 1925). Вот как русская политическая эмиграция в Швейцарии встретила весть о начале революционных событий 1905 года: «Все ходят, словно пьяные. На лицах блаженные улыбки. Все чаще и чаще слы шатся — и не только среди большевиков, но и меньшевиков — такого рода речи: — Довольно с нас распри. Время уже поднять знамя бунта против наших вож дей... Там ведь льется на улицах пролетар ская кровь, а мы здесь будем заниматься подсиживанием друг друга... Будем грызть ся из-за всякой ерунды... Стыдно! Срамно!.. Пора опомниться... Д а здравствует единая русская социал-демократия!» Таково было настроение партийных масс. Настоящее размежевание пришло много позже — в семнадцатом, особенно послё Октября, когда меньшевики сочли возмож!" ным вступать в коалиции с любой контрре волюционной силой, лишь бы она прикрыва лась демократическими лозунгами. Исто ки такой политики были в тех самых тео ретических дискуссиях начала века, но, по вторяю, рядовые партийцы редко поднима лись до высот теории. И мало ли было людей, шедших в ре волюцию по-детски наивно, восторженно, чисто? Убежденность вовсе не отменяет эмоциональности, и далеко не каждый ре волюционер — политический деятель... КОГДА ИССЯКАЮТ ИСТОЧНИКИ ...Восьмой номер журнала «Коммунист» за 1987 год. Статья А. Н. Яковлева, сек ретаря ЦК КПСС. Читаю, перечитываю: «...Существует настоятельная необходи мость сказать со всей определенностью: ни практическую задачу общественных на ук, ни их положение в обществе, ни сос тояние самой науки нельзя признать удов летворительным о точки зрения их соот ветствия требованиям времени. Тревожная острота ситуации в том, что в обществен ных науках действует свой механизм тор можения, который препятствует раскрепо щению потенциальных возможностей об ществоведения. ...Нарастающая в последнее время кри тика обществоведения за его отдаленность, оторванность от социальной практики, за стиль и методы работы, за морально-психо логический климат научной деятельности — справедливая критика. Обществоведение не просто отражало состояние общества, но и принимало активное участие в его фор мировании. Идеология застоя, маскировка стагнации не нуждались в точном знании жизни. Все, что не укладывалось в прок рустово ложе догматического мышления и практики «всеобщего восхищения», счита лось — публично или негласно — сомнитель ным и подозрительным. ...Весь известный опыт свидетельствует: история никогда, ни на одном направлении не достигала прогресса через упрощение. ...Но все еще сильна инерция, утешитель ная иллюзия, согласно которой современ ное состояние общественных наук в прин ципе верно отражает нынешний этап разви тия социализма». Вот — ответ академику С. Л. Тихвинско му. Вот ответ любому представителю нау ки, склонному блаженствовать на тюфяке, набитом мягкой и пряной трухою вчераш них лавровых венков. Насколько все же удобнее воскурять благовония самому се бе и руководимой тобою научной отрасли, нежели хотя бы задуматься над вопросом: а как же на самом деле пахнет живая жизнь? Публикация вызывает сложные чувства. Она заставляет тревожиться. Прежде всего — о неимоверной сложнос ти той задачи, которую поставила партия, и которую я назвал бы ломкой обществен ного сознания. Разбудить мысль, бесконеч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2