Сибирские огни, 1989, № 3
этот гвоздок, забей новый. Еще осталось нам с тобой, Кирюша, дратву просмолить. И все, побежишь играть. Привяжи один конец к дверной ручке, чтобы удобнее было. Второй конец я буду держать, а ты смоли по всей длине варом. Не жалей вару, крепче дратва получится, дольше продюжит — не промокнет, не сгниет... Подержит меня час возле себя, потом отпустит гулять. И так —! почти каждый день: показывает, растолковывает, сделать заставит. — Тять,— сказал я раз отцу,— что это ты все учишь меня ремни сшивать, гужи вырезать из сыромятной кожи, дратву смолить. А я шорником и не собираюсь быть вовсе. — Вот тебе на,— оторвется отец от сбруи,— кем же ты намерен стать? — Офицером. Ты был солдатом, а я офицером. — Будь офицером, дай-то бог,— соглашался отец.— Да ведь это еще не скоро — офицером. А покуда присматривайся к любому делу, учись, все в жизни пригодится. И офицер должен уметь держать в руках иголку с ниткой, топор, молоток, шило. Что же это за офицер, ежели он порван ный ремень сшить не сумеет или подошву к сапогу прибить. Проколи-ка мне вот тут шилом пяток отверстий. Э-э, неправильно шило держишь. Вот как нужно, глянь... Помаленечку, исподволь приучил меня отец к любому труду. Да так ласково, что я, сам того не желая, втягивался в работу. Стал с четверто го класса ездить с ним по дрова в лес, а позже чуть, окрепнув, научив шись справляться с топором и пилой, ездил уже один, валя с корня бе резы по силе. И за соломой ездил с отцом, за сеном. Выучился косить траву, складывать в копны подсохшую кошенину, переворачивать рядки, подскребать граблями. — Кирюша,— скажет отец,— ты уже вон какой большой у нас. Да вай-ка поможем матери вскопать землю под грядки, а то ей трудно одной, устает она на ферме. Мать вернется, а земля уже вскопана. Вот она обрадуется, похвалит нас с тобой. И я вскапываю часть огорода, где мать сажает овощи, следом бороню вскопанное железными граблями, наблюдаю, как мать высаживает рас саду, ношу воду для поливки, старательно пропалываю грядки, вырывая сорняки, делаю всякую другую домашнюю работу. Ремонтируя сбрую, отец тихонько напевал что-нибудь без слов, ведя мелодию одними звуками. Петь он не пел далее в застольях, но песню чувствовал и песен знал много. Чаще всего он выводил какую-то груст ную мелодию, притоптывая в такт носком левой уцелевшей ноги. Повер нет на колене шорку или седелку, взглянет, примериваясь, с чего и как начать, и запоет, не разжимая губ. Или насвистывает мотив, а сам скоро так управляется. — Тять, что это за песню ты всегда поешь? — спросил я. — Это не песня, Кирюша, а марш,— ответил отец, не отвлекаясь. — Марш, да. Хотя его и петь можно, слова есть. Я слышал, как поют. На фронт к нам артисты приезжали бригадой, пели. А вот как называется, забыл. И никак вспомнить не могу. Душевный марш, за сердце берет. А впервые услышал я этот марш под Бердском, в сорок первом. Нас, му жиков шегарских, собрали в дни призыва и на два месяца в учебные лагеря, под Бердск. Учили ходить строем, окопы рыть, гранаты в цель швырять, стрелять из винтовок. Чуть свет — подъем, и — до темноты. До того за день набегаешься, что и глаза на ходу закрываются, ощупью постель находишь. Когда в эшелоны грузили нас, на фронт отправлять, то оркестр вот этот самый марш играл. — А ты в пехоту попал, тять? — В пехоту, милый. — А что же ты не попросился в кавалерию или в летчики? — Нас не спрашивали, куда хочешь. Зачислили и все. — Вот бы тебя в кавалерию, тять. Верхом на лошади. Или в тан кисты. А т о— пехота. Это все пешком шагай да шагай. Правда ведь?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2