Сибирские огни, 1989, № 3

и поют на все лады- Замыслы прекрасны! Не выдохнуть, не продохнуть— Уставился «павлиньим оком». Я отгадала, что твой путь С моим схлестнулся ненароком. Я думала — Вселенная не плачет... Хлебный дух по всей Вселенной — Разгружают свежий хлеб. Можно отметить; в этих строках присут­ ствуют не только разномасштабные, но и разновременные планы. «Замыслы прекрас­ ны» — это сказано о садах. Значит, время природы Г. Шпак видит как бы спрессо­ ванным до масштабов человека. Вселенная не просто «ростом вровень» с человеком, но и одновременна с ним. Что ж, поэт имеет право на такую вольность. Этот путь труден. Но, не останавливаясь на просчетах, что неизбежны, когда поэт мучительно выстраивает новую реальность, которая, в конечном счете, должна стать реальностью и для читателя, хотелось бы заметить, что поэтический язык всегда нетривиален, в самых классических формах. В процитиро­ ванных выше стихах слишком часто мель­ кают такие масштабные слова, как «Все­ ленная», «планета»... И может сложиться впечатление, что в них и заложена возмож ­ ность выхода человека на иной масштаб зрения. Это было бы слишком просто, но, к счастью, в стихах космос и время заключе­ ны не только во внешних приметах. Выше говорилось о том, что внешние при­ меты стиля не могут быть сами по себе ни хороши, ни плохи. И способность видеть в одном явлении несколько планов есть особенность, которая должна быть реали­ зована. Нужно сказать, что чаще всего в книге Г. Шпак мы видим цельность в сти­ хах более традиционных. Стихотворение «Больная мама» говорит о том, что невоз­ можно пересказать, и в памяти возникают японские классические миниатюры. «Д ом » — очень точное изображение нашей реаль­ ности — разъединенности людей в городе. М ожно отметить как достоинство простоту этого стихотворения: сказанное о знакомом и уже привычном здесь не банально. В цик­ ле «Керамика» центральным видится сти­ хотворение «Всю жизнь я жизнь свою ле­ пила...». Противоречие между бескрайностью жизни и гордым осознанием себя творцом этой жизни выражено отчетливо и энергич­ но. Можно привести и другие примеры, когда замысел и осуществление фокусиру­ ются в единственно возможной точке, и привычная форма стиха не обременяет ни автора, ни читателя. Но подобным стихам свойственна определенная уравновешенность, легко переходящая в монотонность при частом употреблении. "Гак что же — разваливать, расшатывать классический стих, чтобы обновить его? Прямого ответа на этот вопрос не сущест­ вует. Там, где мы видим серьезную работу, а не экспериментаторство, там возможен конкретный результат, оправдывающий любую форму. Г. Ш пак—-н е эксперимен­ татор (хотя парадоксальность стихотвор­ чества заключается еще и в том, что нель­ зя заранее отвергать любые поиски). Вот строки, которые иллюстрируют направление, в котором развивается творчество поэтессы; «Сердце бьется, как будто бы кони мчатся, мчатся, не зная куда...». Образ, прямо ска­ жем, не первой свежести, но он развивается дальше: «М ож ет быть,— в глубину небосво­ да, и погасшая где-то звезда вспыхнет снова от чувства свободы !» Откровенно условные, в духе восточной поэзии, скачущие кони сердца становятся как бы на мгновение реальными, чтобы тут же уйти в другую ус­ ловность. Кони, вырвавшись из метафоры, зажигают погасшую звезду. Говоря о творчестве Г- Шпак, нельзя не отметить обращение ее к народным истокам «книжной» поэзии. В книге есть два цикла: «Володушка» и «Каменная баба». И здесь тот отказ от репортажности, о котором говорилось выше, получает как бы одобре­ ние в народной традиции. Двери в доме — Дело в доле — да нет выхода. да невыгодно. Вспомним: образная народная речь весь­ ма смело обращается к иносказаниям, из­ бегая конкретности. Приведенные строки не хочется назвать стилизацией, настолько они естественны. Хочется верить, что интуиция, которая вела безвестных поэтов из народа, не обманет и Галину Шпак, нашу совре­ менницу. К сожалению, не всегда мы наб­ людаем в ее стихах ту точность интонации и адресованности, которая нас поражает в народной поэзии. Цикл «Каменная баба» представляется неубедительным именно в этом смысле; нечеток адрес или, как сейчас стало модно выражаться, индекс текста. Особняком в книге стоит раздел «Жен­ щина и океан». В предыдущей книге, вспом­ ним, был подобный раздел под названием «Инженер, машина и третий лишний». Там коллажность повествования вполне отвечала теме, однако не покидало ощущение недо­ сказанности этой большой вещи, которая неудержимо распространялась вширь, не настигнув, в конечном итоге, того содержа­ ния, которое грезилось вначале. Теперь в новой большой веши мы видим большую точность и большую свободу, и это не свобода коллажа, а смелость непосредствен­ ной образной речи. Продолжая сравнение, скажем, что в предыдущем произведении была точность в малом, пропадавшая в об­ щем. Теперь не всегда можно согласиться с необходимостью отдельных образов, но вещь в целом представляется более закон­ ченной. Творчество Галины Шпак не бесспорно, но не случайно. Ее речь заставляет прислу­ шиваться и спорить. Е. МИНИЯРОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2