Сибирские огни, 1989, № 3
и смутно наши ощущенья предвосхищают ход времён. Мне близка главная мысль этого восьми стишия: мы знаем более того, что знаем- в нас знание предков и предсознание потом ков, «кочевые пучины зла» и обвалы д об роты; от того, что мы разбудим в себе, за висит будущее, ибо, вслед за поэтом, мы можем сказать: «Я мост меж двумя бере гами — Рожденьем и Смертью», ибо каж дый из нас вписывает нечто свое в «Л ето пись лета, светопись света, векопись века, рокопись рока»,— ради какого из двух миров мы живем: ради добра или зла, чем станем для будущего, светом или тьмой?.. Поэт Геннадий Головатый оставил меня наедине с этими вопросами, он заново воз вратил меня к отроческому, отнюдь не при митивному, пониманию мира: «люблю» и «не люблю», говорю я, «вот правда, а вот кривда», угадываю я. И здесь я надеюсь, что в своей следующей книге мой поэт Генна дий Головатый не только столкнет или разведет черное и белое, высокое и земное, но и докопается до их природы, введет но вых действующих лиц в то действие, что он рассмотрел сегодня на подмостках Все ленной, дня, минуты. Возможно, его восьмистишия, его сегод няшние катрены найдут продолжение в будущих терцетах, на их трезвой глубине, в корне мироустройства. Крона шумит д ос таточно убедительно; Есть жизнь и смерть. Нет счастья без печали. Есть вещество и антивещество... И так во всем — две стороны медали иль две руки... Объятие — одно! Анатолий КОБЕНКОВ Галина Шпак. Керамика. Стихи. Новосибир ское кн. изд-во. 1988. Сборник открывается разделом «Ясные контрасты». Заголовок неслучаен для Га лины Шпак; ее мир — это освещенная рез ким светом действительность и в этом свете столь же резки и тени. Такое видение — от характера человека не склонного к со зерцательности, привычного к ритму жизни большого города, да и на природу взираю щего глазами горожанина. Тематика стихов Г. Шпак подчеркнуто современна, что само по себе не хорошо и не плохо, но, как и всякая внешняя деталь, определяемая внут ренними законами творчества, требует к себе внимания. Легче всего эту явную осо бенность лирики объяснить влиянием жур налистики, которой профессионально зани мается Г. Шпак. Так ли это? Взял город за руку меня, По улицам повел. Заколесил по переулкам. Подталкивал в слепые тупики. Где черные домишки — позвонки Торчали в зеленеющем овраге... Эти строки — из предыдущей книги «Время суток», стихотворение «Сентимен тальное путешествие». Пример выбран на угад. В книге много таких лирических за рисовок, часто подсказанных памятью, но всегда непосредственных, как набросок с натуры, выполненный энергичными штри хами и легко воспринимаемый сразу, цели ком. Это может быть названо репортажем, но репортажем, запечатлевающим некое двн- жение души. В стихотворении есть момен- тальность фотоснимка, запечатлено же на нети состояние человека, переживающего здесь и сейчас не только настоящее, но и прошлое. Можно сказа.ть , что стихотворение явля ется попыткой воссоздать объемное изоб ражение времени на плоскости листа, и эта попытка удачна. И все же в новой книге стихов Г. Шпак подошла строже к такому направлению творчества. Ведь по большому счету живописность приводит к неожидан ной романтизации описываемого. Не в по следнюю очередь «виновна» в этом сама поэ зия; сказанное в рифму уже воспринимает ся по-иному, чем та же мысль, переданная прозой. Может быть, об этом размышлял С. Чиковани: «Так проклятая рифма толкает всегда говорить совершенно не то». Поэт не свободен в своем творчестве, но есть разные степени и уровни этой несво боды. Преодолевая сковывающее влияние той образности, которая определяет «ре- портажные» (в хорошем смысле) стихи из «Времени суток», Г. Шпак должна была прийти к какой-то иной системе, иной не свободе. Продолжение плодотворно, если оно не разрушает, а строит. Вот интересное четверостишие из новой книги (стих. «Фило соф») : Петухи на заре поднимают село. Пастухи на земле — не ат мира сего — Тоже громко кричат в околотке, Продирая луженые глотки. Яркая картина сельского утра, написан ная к тому же с легким юмором. Все как будто в пределах той же поэтики, что и приведенные строки из ранней книги. Но как естествен здесь переход от быта к обоб щению: петухи поют еще «в селе», а пас тухи «помещены» уже на поверхность земли как планеты. Масштаб изображения укруп няется мгновенно. Но мало заметить это — важно почувствовать ту свободу, с ко торой на наших глазах происходит преоб ражение текста. Миг этого перехода дает ощущение полета. Падал снег, и распускалась верба. Превращение холода в тепле Совершалось тайно... Так начинается стихотворение, в котором описывается начало весны. Что можно ожидать дальше? Как и полагается, весна всегда начинается незаметно, чтобы од нажды застать нас врасплох. В стихотворе нии это неожиданное половодье разверты вается в иной плоскости: Сотворение мира повторялось — Столкновения, взрывы, взлеты, блеск, — Наступала радостная ярость — Во весь дух — с небес и до небес! Столкновение разных плоскостей, разных планов присутствует и во многих других стихотворениях. Интересно, однако, не прос то заметить «ясные контрасты», но и по чувствовать внутреннюю необходимость в их сосуществовании в пределах одного тек ста, выявить в таком изображении появле ние нового смысла. Присмотримся к стихам внимательнее. Вот еще несколько примеров, подтверждаю щих неслучайность пути, по которому идет Г. Шпак в своем творчестве. Это прихоти воды. Чувство дружбы и вражды— Черно-белые следы. Ясные контрасты. Поднимаются сады
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2