Сибирские огни, 1989, № 3
этих местах становится как бы нелогичным: следуют странные повторы слов, целых фраз, возникают долгие периоды с бесконечным нанизыванием частей-высказываний, повто ряются одни и те же сочинительные сою зы. Здесь речевое движение обращается в мелодию (!). Мелодия есть течение инто нации. Это голос. В данном случае — жи вой голос, то есть своеобразно представ ленное живое лицо рассказчика. И, оказывается, что лицо это не бес страстно, оно—не застывшая маска насмеш ливого выражения. Выражение лица меня ется по мере движения истории. Оно то удивленное, то улыбающееся... то вдруг улыбка тает на его губах, а в глазах — печальный отсвет. «...А я вот сейчас расчет возьму и приеду домой, а дома пусто, а я пойду на кладбище, а сейчас осень, а там ни скамеечки нет, ни оградки, ни кустика, нехорошо, ветер там на кладбище, вороны над церковью кружат, а у меня больше нет никого и никого не будет, а кто же будет со мной газеты и журналы читать? Все, все исчезло начисто, нету никого, ничего нету, никого, ничего и не будет. Никогда,..». Н через эту печальную мелодию передано не что большее, чем содержит сюжет (рассказ «В доме пусто»). Здесь правда, выражен ная одним скорбным звучанием дрожаще го голоса — зачем уезжал? Уезжал от боль ной матери, поместив мечту в отдаленное будущее, был ведь дом, и мать была, те перь ничего. Смысл жизни рассыпался в ничто без матери, без единственного чело века в нескладном этом мире. А тогда зачем нужен был Алдан с его длинным тяжелым рублем? и как же теперь? без мечты, без смысла?.. Вот так — через влажную пелену глаз рассказчика нехитрая история прелом ляется, выходит из плоскости рассудочного восприятия и становится объемной. За текстом открывается еще одно измерение, видение и понимание которого приходит от сердца. «А тогда было лето. Тогда была летом желтая и серая пыль, которую поднимали колеса телег, курицы и пацаньи ноги. Пыль, где прятались маленькие невидные стек лышки, которые вспарывали пятку, и полу чались шарики, капли пыли. А кровь густе ла от желтой и серой пыли, и шла сначала грязная кровь, и она потом густела, и вооб ще ничего уже не было, и заживало все намертво». Воспоминание из детства, только и всего. Наслоение картинок («Сани и ло шади»). Но таким образом осуществленное наслоение приближает к тайне нашего вое приятия мира, когда деталь вдруг засветит ся — вспыхнет ярко точка в глубине памяти, и станут отчетливым на мгновение звуки, запахи, краски бывшего, и наплывает ощущение загадочности жизни, странного смысла памяти — этой внутренней опоры человека. Что мы без памяти?.. Опять-таки все достигается здесь как бы вне логики, минуя ее, посредством чувства, переданно го мелодией речи. А за мелодией, по сути, стоит о т н о ш е н и е живого человека (ав тора — в конечном счете) к миру, к жизни. Вот в чем дело! Любые факты без нашего к ним отношения всегда будут оставаться только сухой информацией, любые хитро сплетенные сюжеты без затекстового запол нения художественным воздухом будут 170 годны в итоге для единственного (однора зового) прочтения. Так в рассказах Евгения Попова сливают ся как бы два содержательных слоя — фак тический и интонационный. Получается то художественное единство, которое и служит основанием для вывода о предметном и философском смысле рассказов, приведен ном мной выше. И Сибирь в таком свете может приобрести символическое значение места, где жизнь не комфортна, не комфорт на по существу, где тем более становит ся очевидной необходимость поиска свет лого пути к центру устойчивости жизни... Означенное художественное единство (наиболее, по-моему, проявленное в рас- казах «Сани и лошади», «В доме пусто», «Светлый путь») лишний раз показывает и доказывает, что для писателя путь к пред мету изображения лежит через создание картины, через тонкий слой красок, поз воляющий воплотить (в данном случае — в слове) желанный предмет по мере от пущенных творческих сил. Положение это как никогда актуально сегодня для нашей современной литературы. Слишком часто и слишком долго мы игнорировали тонкий слой, получая взамен настоящих картин контуры идейных схем на грубом холсте. Слово должно звучать и посредством этого — жить, чтобы остаться в сердцах чи тающих людей. Заставить слово зазвучать способно только искусство. Искусство соз дать способен только талант. Талант Евге ния Попова, на мой взгляд, безусловен. Сергей БАНИН Геннадий Головатьий. Два мира — в мире. Стихи. М., «Современник», 1987, «Суровый Дант не презирал сонета», лу кавый Хайям демонстрировал свою муд рость на малом пространстве рубаи, пе чальный Басё был предельно открыт на островках хокку. Современные поэты избегают ограниче ний формальных, работают на дыхании сво бодном, пишут верлибры, перемежают без размерные поэмы прозаическими ..тавками. Все говорят много, большинство — беско нечно, но при этом редко кому удается выс казаться в достаточной мере внятно. Бывший забайкалец, а ныне москвич, Геннадий Головатый отважился на огра ничения — составил свою новую книгу ис ключительно из восьмистиший и, организо вав их в разделы («Бытие», «Один», «Двое», «Признания»), объединил под общим наз ванием, которое читается, как постулат, как сентенция, является ключом ко всей кни ге и к каждому стихотворению в отдельнос ти: «Два мира — в мире». Главные страницы этой книги с разных сторон и по-своему иллюстрируют извест ные мысли о двухмерности мира, дуализме человеческой сущности и т. д. На этом нас таивает и сама избранная поэтом форма, где первая строфа восьмистишия может читаться как теза, вторая — как антитеза, грубо говоря, если первая во славу духа, то вторая — во славу гела или наоборот. По сути, восьмистишие — это не что иное, как крона классического сонета; я даже думаю, что сонет как форма делал свои пер вые шаги в образе восьмистиший, а со вре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2