Сибирские огни, 1989, № 3
хватит. И было бы самое справедливое по ложение вещей. При любом другом раскла де мы лишаем читателя возможности выбо ра, пихаем ему в руки не те книжки, кото рые он хотел бы читать, то есть обкрады ваем..,» Ну, во-первых, вопрос о том, что качест веннее, настолько же относительный, на сколько вечный. Судья тут Время. В о-вто рых, сомневаюсь, что читатель, появись та кая возможность, всей массой кинется на «полного Булгаьсова или Пильняка». На против, подобное благодеяние по достоин ству оценили бы только специалисты да ли тературные гурманы. В еще большей степе ни относится это к такого сорта писателям, как Набоков, Ходасевич, Гумилев и т. п., интерес к которым уже сейчас начал спа дать. Читатель же менее эстетически иску шенный, а он как раз и есть наиболее мас совый, выберет скорее всего авторов иных литературных пластов и направлений, да и иных жанров тоже: Ю. Семенова, например, или Вайнеров, Брэдбери или Стругацких, A. Иванова или В. Пикуля... А почему нель зя допустить, что иной читатель благосклон но отнесется даже к А. Черноусову с B. Жигалкиным? Массовый читатель — пока еще неиссле дованный социологической наукой материк, тайна за семью печатями, и парадоксален он бывает почище И. Аристова. Так что оставим читателя в покое. Пусть он сам ре шает, кого ему выбирать: Платонова или Щукина, Набокова или Черноусова. Не б у дем, помимо прочих грехов, и без того втоптанную в грязь «новосибирскую город скую литературу» обвинять еще и в краже читателя («читатель ваш — ворованный») у нынешних неоклассиков — они, слава б о гу, сегодня издаются солидными тиражами. А вот слова В. Маяковского, что побольше бы нам «поэтов хороших и разных», вспо минать следует почаще. Кстати, о тиражах и книжной политике. Оказывается, по Аристову, первейшее бла го для литературы в современном ее состо янии — «повышение цен на книги», хотя у специалистов книгоиздательского дела и экономистов на сей счет точки зрения не совпадают и вопрос остается открытым. Впрочем, и неискушенному человеку видно, как губит литературу проникающий в нее дух коммерции. Не сомневается наш неофит и в том, что если устроить издательское де ло как надо (как?), то никто из новосибир ских писателей больше тысячи экземпляров не продал бы. И тут, не первый уже раз, попадает И. Аристов пальцем в небо. Рас ходятся произведения новосибирских писа телей, с разной скоростью, но расходятся. Даже разруганный автором «Городской ли тературы» А. Черноусов и «пылящийся на прилавках» В. Коньяков (оба вышли в 1987 году пятидесятитысячным тиражом) давно уже исчезли из продажи. Не спорю, гораздо хуже обстоит дело с поэзией, но ситуация эта опять-таки не местная, а повсеместная, и она требует пристального изучения. Но вот в чем совершенно уверен И. Ари стов, так это в том, что «разошлись бы х о рошими тиражами книги некоторых моло дых новосибирских поэтов» (имена, как все гда, не названы — видимо, чтоб не сгла зить) . И последнее утверждение — не случай ная обмолвка. В нем, пожалуй, ключ к по- ниманию всей затеянной И. Аристовым акции с развенчанием «новосибирской го родской литературы». Сама же цель этой акции, увы, банальна и типична: позлее, по зубастее возвестить о себе, эпатировать пуб лику, попытаться взять на испуг старших, а там, как говорится, будем посмотреть. И вовсе не о б Ахматовой или Булгакове, не о Большой Литературе, якобы недоступной читателю, печется И. Аристов со «подпоьль- щиками». Интерес здесь ярко выраженный — групповой и лично-корыстный: напеча таться, во что бы то ни стало, любой ценой, даже оплевав и унизив конкурентов. А кон куренты, как мы успели убедиться, не толь ко писатели старших поколений, которых давно пора сбросить «с парохода современ ности», но и те из молодых, кто расходится во взглядах с «подпольщиками», кто к тому же, не дай бог, успел напечататься и при влечь внимание, Любопытно, как поведут себя «подполь щики», когда (если способности их окажут ся равновеликими их амбициям) вдруг получат широкие печатные возможности? Надеюсь, со стыдом и недоумением вспом нят и свой сегодняшний экстремизм, и свою нетактичность на грани откровенного хам ства (вот когда впору об удручающе низ кой культуре говорить!), и ту нездоровую групповщину, с которой они начинали свой путь в литературе. «Мы сами просимся на суд бескомпро миссный и суровый —- читательский суд... Пустите нас на поле брани...» — вопиет один из «подпольщиков» в дискуссии «Л ег ко ли быть молодым литератором» Н. Алек сандров. И как тут не поддержать его в законном стремлении! Конечно, надо пу стить. На любую возможную аудиторию пусть выходит, если есть с чем. Почему бы для начала и «Молодости Сибири», не по скупившейся на довольно бесплодную рито рическую дискуссию, побольше печатной площади отдавать молодым авторам? Поче му бы не заняться посерьезнее молодыми и другим средствам массовой информации? Почему бы не использовать и другие формы общения с аудиторией. Мне, например, по душе предложение одного из участников дискуссии А. Асиновского о создании са модеятельных литературных театров, ли тературных салонов и т. п. Тем более что все это можно сделать, не дожидаясь каких- то указаний и изменений в издательской по литике. Но вот беда — не очень-то это устраива ет наших «подпольщиков». Во-первых, им сразу подавай журнальные или книжные страницы, хотя выдержат ли они конкурен цию со своим же братом — молодым лите ратором — большой вопрос. А во-вторых, у них, видите ли, самолюбие, гордость. Они не желают унижаться перед редакторами. (Я понимаю это так: они считают ниже сво его достоинства выслушать редакторские замечания, предложения, советы ). Они вы ше этого и при отсутствии элементарной к себе требовательности и самокритичности, уверенные в гениальности своих творений, ждут редактора на дом, как кофе в постель. Они уверены, что отцы-издатели им чем-то обязаны, они их должники, алиментщики, зато вот сами они мало кому и чему обяза ны, разве что абстрактному богу-читателю. Они лучше всех понимают, что необходимо расширять «сеть независимых друг от друга
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2