Сибирские огни, 1989, № 3
книги хороших писателей, которые никому не нужны. Именно они-то чаще всего и на зываются «серыми». Если рассматривать литературу с пози ции «шедевр — не шедевр», то И. Аристов не так уж и далек от истины, выводя по добного рода триединство. Но дело в том, что осмысливать сложнейший литературный процесс только под этим углом зрения едва ли возможно — шедевры редки, как само родное золото, но они не возникают из ни чего. Именно в утробе текущей литератур ной жизни они и зреют. Поэтому «хорошие книги хороших писателей» не совсем беспо лезны (я пока умалчиваю о читателях) в плане появления будущих гениев, ибо гото вят для них почву. Так что взаимосвязь различных по художественному качеству слоев литературы значительно сложнее, не жели представляет ее себе И. Аристов, тре буя свержения одних писателей и поднятия на щит других. Но тогда, возникает законный вопрос, зачем весь этот сыр-бор с низложением вы думанных «корифеев» «городской литера туры»? И вот тут-то возникает очередной парадокс И. Аристова: зло, оказывается, даже не в том, что литературе новосибир ской недостает художественности (это для него уже следствие, а не причина), а в том прежде всего, что «все поэты и прозаики, чье творчество рассматривалось в этой ста тье (И. Аристова.— А. Г.), все они являются непосредственными руководителями мест ного литературного процесса». Налицо, правда, еще одна натяжка: к «непосредственным руководителям» отнести можно лишь В. Жигалкина, В. Крещика, А. Плитченко и Н. Закусину, да и то, по признанию самого И. Аристова, о последних двух можно вести разговор «литературно критический, а не разоблачительный». Впро чем, что удивляться, мы успели привыкнуть к способности автора «Городской литерату ры» обобщать и типизировать, даже не имея никаких фактов в руках. В общем, как бы там ни было, корень зла И. Аристов видит в том, что ряд ново сибирских писателей занял ключевые по сты в издательстве и журнале «Сибирские огни» и со своей якобы (доказательств, как всегда, нет) низкой культурой и таким же уровнем собственного творчества «опреде ляют направление» и уровень этих изданий. То есть, можно предположить, литературные чиновники — тот самый таинственный «Н е кто», который заказывает музыку да еще и «установил для наших стихотворцев (и про заиков тож е) жесткие правила, раз и на всегда очертив круг возможных и, напротив, совершенно недопустимых тем», изложенных И. Аристовым в шуточной, надо полагать «инструкции», похожей больше на заезжен ную, заигранную пластинку и полной сво ей банальностью, и бессмысленным повто ром одних и тех же пунктов. Проблема чиновничьей — назовем ее так — литературы, не будем лукавить, действи тельно существует. Существует не только в пределах «новосибирской городской ли тературы» (я бы вообще не стал ассоцииро вать одно с другим — явление «городской литературы», как ни тщится свести И. Ари стов все к нескольким именам, шире и многограннее). Существует во всесоюзном масштабе, на всех уровнях нашего писа тельского хозяйства. Но проблема опять- таки очень сложная, и не только сугубо творческого, но и структурно-организацион ного характера. Не случайно все настойчи вее встает вопрос о целесообразности Г ос комиздата и даже... С П С С С Р . Чисто же в человеческом плане проблема вовсе не в в том, что прозаик или поэт, драматург или критик взял на себя какие-то чиновничьи обязанности, а в том, насколько готов он противостоять бюрократическому напору и меркантильному расчету, согласуется ли его нравственное состояние с истинно твор ческими задачами литературы. Так что и проблему писателя-чиновника, организатора литературного процесса, мимоходом, наско ком не решить. Разговор здесь требуется отдельный — обстоятельный, глубокий и компетентный. Я подчеркиваю — «компетентный», потому что многие суждения и выводы автора «Г о родской литературы» не выдерживают ни какой критики именно в силу своей неком петентности. Во всяком случае, утверждать, «что в издательстве, где из года в Г 04 вы ходят в свет книги Л. Чикина и В. Жигал кина, никогда не выйдут книги никому еще не известных» молодых талантливых авто ров, и что в «Сибирских огнях», не давая другим хода, печатаются все те же Чикин, Жигалкин и Крещик, значит, быть в полном неведении об истинном положении дел в этих, пусть и далеко, может, небезупреч ных органах печати. Как же фактически обстоят здесь дела, насколько широко публиковались молодые авторы в том же Новосибирском книжном издательстве в последние, скажем, три- пять лет? С отдельными книжками выходили скази тели В. Галкин и Т. Пьянкова, прозаики И. Картушин, А. Лой, Г. Чупров, фанта сты А. Шалин и В. Пищенко, юморист О. Чарушников, поэты В. Берязев, Л. Ов чинников, В. Малышев, С. Панфилов... Не сколько раньше дебютировали в Новосибир ске Т. Набатникова и В. Курносенко. М ож но вспомнить еще и коллективные сборники начинающих авторов: «Д ебю т» у прозаиков, «Зеленый взрыв» и «Продолжение пути» у поэтов, «Снежный август» у фантастов. Немало книг молодых выпустили за это время и другие сибирские издательства (говорю и о них тоже, поскольку И. Аристов вводит «городскую литературу» в ранг яв ления типичного). В Красноярске это кни ги О. Корабельникова, О. Пащенко, С. За- дереева, Е. Сыча, М. Успенского, в Барнау л е— А. Кирилина, в Омске — А. Кузнецо вой, В. Иванова, солидный сборник начи нающих прозаиков выпустило Восточно-Си бирское книжное издательство... Список этот можно продолжать и дальше. Но еще шире молодые писатели представ лены в журнале «Сибирские огни». Они выступают буквально во всех разделах журнала. Редко какой номер обходится без нового имени. И это давняя традиция наше го журнала. В качестве наглядного примера приведу крупные стихотворные подборки в 1987 году (№ 6 ) и 1988 году (№ 10), в ко торых читатель имел возможность позна комиться почти с двумя десятками молодых поэтов. И если подборка 1987 года отбира лась традиционно, по результата.м област ного семинара начинающих литераторов (хотя и это не самый худший способ, ибо конечные результаты возникают здесь на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2