Сибирские огни, 1989, № 3
если появляются вдруг такого рода рассуж дения: «Д а что же это за «двойная мораль» та кая?! Нравственное чувство в человеке еди но, и надо быть Воронихину полным идио том, чтобы не знать про себя, что, ежели по правде, так выйдет он сплошным подле цом и мерзавцем, свысока плюющим на народ, власть которого (народную власть) он якобы олицетворяет. Не следует, я считаю, так плохо думать об умственных способностях наших руководителей. И д о вольно говорить о некой «двойной морали», из которой одна хороша, а вот от второй лучше бы первым секретарям райкомов из бавиться. Это все абсурд какой-то и не для нормальных людей». Вот так! Этого не может быть, потому что этого не может быть. Впечатление та кое, что И. Аристов явился откуда-то из потустороннего мира, где нет ни газет, ни радио с телевидением (если уж самому по молодости лет не удалось столкнуться или разглядеть людей с «двойной моралью»), где и слыхом не слыхивали ни о лицемер ном двуличии власть имущих, ни о двойном счете (для себя и для отчетности) их жиз ни. Интересно, откуда тогда, из каких кор ней произросли те негативные тенденции, которые мы сегодня взялись искоренять? Вот уж поистине — взгляд из «подполья»! А точнее из того «застекленного» мирка (выражение одного из активно печатаемых «подпольщиков» С. Банина), в котором от забот и проблем реальной жизни одинаково отгорожены как махровые бюрократы, так и взращенные ими инфантилы, берегущие свой душевный комфорт. Отсюда, кстати, и вся логика рассужде ний И. Аристова с упреками якобы искус ственной правильности персонажей (да и писателя заодно) М. Щукина, с явным не приятием социально активных героев, кото рые кажутся нашему критику нежизненны ми, ходульными, потому что, по его мнению, не имеют под собой прочной жизненной основы. Ну, если говорить о жизненности, то для справки скажу, что почти все персонажи романа «Имя для сына» имеют прототипов. Так что герои М. Щукина произрастали не в «специальной колбе его воображения», как полагает И. Аристов. Впрочем, для мо его оппонента и это, наверное, не аргумент, поскольку, судя по всему, для него литера тура и положительный герой — понятия не совместимые. Видимо, по этой причине ав тор «Городской литературы» с такой яростью (иного слова и не подберешь) и набрасывается на образ журналиста Агарн- на, который борется с районной мафией. Я не собираюсь вдаваться в детальный разбор этого персонажа — желающих могу отправить к собственной статье «Уходящее и настающее» («Сибирские огни», 1987, № 6 ), где довольно обстоятельно я рас сматриваю всех героев романа. Обращу внимание на одну только частность, которая лишний раз подчеркивает невнимательное чтение нашим критиком произведений ново сибирских писателей. Ну, то, что Агарнн вполне мог не подозревать о районной ма фии, да еще связанной с райкомом партии, при доперестроечном уровне гласности и ин формированности, надеюсь, доказывать нет нужды. Позволительно, правда, спросить, в какой колбе находится сам И. Аристов, доказывая обратное? Впрочем, и это мы уже выяснили. А непонятно совсем вот что: с чего это И. Аристов взял, что Агарин, ступив на путь борьбы с «козыриншииой», «в скором времени (всего-то за год) начисто ликвидирует мафию», хотя и писатель, и его герой считают совсем по-другому? Для них победа над Козыриным — лишь эпизод, пер вый шаг в предстоящей тяжкой и изнури тельной борьбе, что «все это — лишь нача ло главной работы». Впрочем, вполне возможно, что невнима тельность критика тут и ни при чем, что он вполне сознательно выдал желаемое за действительное, чтобы лишний раз подчер кнуть инородность для современной прозы позитивных мотивов. Думаю также, что произошла еще и нравственная и мировоз зренческая нестыковка не только И. Аристо ва с М. Щукиным (это бы еще полбеды), но и вообще со всеми теми, кто остается верен традиционным основам нашей духов ности. Потому-то, например, и не может взять в толк автор «Городской литерату ры», отчего Агарин, осуждая и презирая Рябушкина, не бежит доносить на него, куда следует. Для М. Щукина и его героя такой проблемы попросту не возникает: у русского до мозга костей парня Андрея Агарина подобной мысли и быть не может именно потому, что доносы и предательст во противоречат нравственной сути русско го человека, сложившимся за века мораль но-этическим понятиям и традициям, что, побежав доносить на Рябушкина, Агарин еще больше, чем его, должен был бы пре зирать самого себя. Я далек от мысли утверждать, что в произведениях М. Щукина нет худож ест венных просчетов, однако они суть продол жение достоинств его прозы, несущей не только основательный критический, но и позитивный заряд. И еще на один любопытный, но достаточ но показательный в системе рассуждений И. Аристова штрих я обратил внимание. Возражая против позитивных мотивов в произведениях «городской прозы», он, по су ществу, отрицает воспитующую роль лите ратуры. По крайней мере, приходит в ужас от стремления «городской литературы» «не пременно учить, непременно воспиты вать...», хотя это родовая черта всей рус ской литературы. Именно активный пропо веднический и нравственно-воспитательный пафос, наряду с глубочайшим проникнове нием в человеческую душу, всегда составлял главную силу великой российской словес ности. Можно было бы найти у нашего ниспро вергателя и многие другие явные и неяв ные передержки, натяжки, а то и просто несуразности, однако, полагаю, и без того уже ясно, что «попытка разоблачения» «х у дожественного бессилия» новосибирской прозы и поэзии И. Аристову не удалась. Автор «Городской литературы», чувству ется, и сам отдает в том себе отчет. Иначе, наверное, в финальной части его заметок не возникло бы столь странное, на первый взгляд, триединство; «городская литерату ра» есть «серая», а «серая», в свою очередь, — «это хорошая литература», которая обла дает «ощутимыми художественными д осто инствами». Или, как формулирует И. Ари стов возникший в его воображении «пара докс в законченной форме: есть хорошие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2