Сибирские огни, 1989, № 3
теристику автора-юбиляра, преследуя ско рей задачу рекламную — заинтересовать читателя книгой, которую он взял в руки. А между тем, о творчестве В. Жигалкина можно и нужно было бы составить интерес ный и полезный разговор как о б одном из типичных представителей так называемой «производственной» прозы, у которой были свои взлеты и падения, которая претерпела значительную эволюцию, но продолжает жить. Однако для такого разговора надо разбираться всерьез. Как всерьез разбирать ся с прозой А. Черноусова, подвергшегося в статье И. Аристова еще большему раз грому. Проще всего заявить (при желании то же самое можно сделать по поводу любого из современных писателей), что «В. Жигал- кин... расставил перед читателем на страни цах своих произведений человеческие маке ты, приспособленные автором к выполнению производственного плана», а у А. Черноу сова «вместо современных людей функцио нируют моральные субстанции». Надо ведь еще и вывести свои рассуждения (а они не столь уж и беспочвенны) из области голых декларативных формулировок и переклю чить их в тот самый регистр «со-творче- ства», о котором печется И. Аристов, ре гистр, когда и читатель наравне с критиком получает возможность участвовать в оценке произведения. Пока же, я вижу, автор « Г о родской литературы» далек от мысли, что полновесное читательское соучастие для произведения литературной критики, равно правного в жанровом отношении, так же важно, как и для веши художественной. «Некуда воображать» — плохо не только для восприятия повести или романа. В лю бом жанре литературы к читателю надо относиться с уважением. И уж если кто дей ствительно «задавлен авторской волей» и чувствует на себе своеобразный администра тивно-командный нажим, проявляющийся в авторском диктате и упорном навязывании искусственно сконструированной концепции, — так это нынешний читатель И. Аристова. Ему-то как раз простора для воображения, шанса на «со-творчество» и собственное мнение автор заметок о «городской литера туре» практически не оставляет, хотя по каждому поводу к нему апеллирует. Жесткая заданность рассуждений И. Ари стова, их несгибаемая прямолинейность о со бенно хорошо заметна, когда с одними и теми же мерками, одной и той же аналити ческой моделью он пытается подойти к разным по характеру творчества писателям. К тому же А. Черноусову, например, и М. Щукину, непонятно почему отнесенному к «городской литературе», хотя и по тема тической привязанности, и по духу своему это явный «деревенщик». В отношении А. Черноусова И. Аристов приходит к выводу, что персонажи его «су ществуют лишь как волеизъявления писа теля и являются конкретными субъектами только в связи с предложенной сюжетной схемой», а поскольку главная тема этого писателя «общество и мораль», то и прояв ляются герои в его произведениях «лишь как злодеи и ангелы, или же, в крайнем случае, как отъявленные будущие злодеи, подлежащие искоренению, и столь же оче видные будущие ангелы, которым для до стижения полной святости должны оказать поддержку: Кремль, область, первый секре тарь райкома». В принципе, наверное, можно было бы и согласиться с подобной точкой зрения как с весьма приблизительной и, в общем-то, весьма примитивной моделью прозы А. Чер ноусова. Допустим даже, что она соответ ствует его творчеству в целом. Но далее И. Аристов пишет: «След в след идет за ним (за А. Черноусовым. — А. Г.) М. Щ у кин, если не считать, что он несколько б о лее наклонен в социальную плоскость, и пер вый секретарь райкома для него уже не бог, не царь, а всего только глубокоуважаемое лицо». И вот с этим-то «след в след», с этим механическим приведением совершенно раз ных литераторов к общему знаменателю, я никак не могу согласиться. По направленности своего таланта, вос приятию бытия, художнической позиции и нравственной сути творчества М. Щукин сближается как раз не с А. Черноусовым, как это пытается представить И. Аристов, а именно с В. Астафьевым и В. Распутиным. И мне кажется не случайным тот факт, что почти одновременно все трое пришли к о с мыслению тех негативных тенденций в на шем обществе, о которых чуть позже в полный голос и со всей откровенностью было сказано с трибуны XXVII съезда. И «обойма», которую-де составила как-то раз «городская критика», куда, «помимо на шего автора, только двое писателей были допущены — В. Астафьев да В. Распутин», тут вовсе ни при чем. То есть налицо самое натуральное передергивание, та самая шу лерская игра, в которой И. Аристов обви няет новосибирских литераторов и издате лей. Впрочем, может быть, все это нынче на зывается у молодых смелыми взглядами, нестандартностью, парадоксальностью мы шления? Знакомясь со статьей И. Аристова и материалами дискуссии в «Молодости Си бири», к такому выводу и приходишь. Во всяком случае, в отношении «подпольных» литераторов. Однако мне подобного рода «нестандартность» больше напоминает мсти тельную обиду человека, которому не уда лось без очереди протолкаться к прилавку. Но вернемся к интерпретации И. Аристо вым творчества М. Щукина. Разнообразием форм критик не блещет: все та же, знако мая нам, схема низложения очередного представителя «городской литературы», те же щипки и уколы по мелочам, желчь от кровенной неприязни к молодому собрату, который успел далеко обойти их,— в о б щем, что угодно, только не убедительные д о казательства несоответствия популярности этого писателя истинной цене его творчества. И, наверное, не стоило бы дальше задержи вать свое внимание на отношении одного молодого литератора к другому, если бы не отдельные моменты, мимо которых не хо телось бы проходить, ибо касаются они не столько методологии критического исследо вания, сколько определенных мировоззрен ческих аспектов. Казалось бы, сегодня нет нужды доказы вать, какой вред принесла нашему общ ест ву двойная мораль, разъедавшая значитель ный слой руководства (и не только руко водства) в небезызвестные времена застоя. Думалось, что с этим нам все ясно и поти хоньку начинаем исправляться. Однако, чи тая И. Аристова, вижу: увы, не всем ясно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2