Сибирские огни, 1989, № 3
Алексей ГОРШЕНИН МИФ О «ГОРОДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ», РОЖДЕННЫЙ В «ПОДПОЛЬЕ» НАЧИНАЮЩЕГО ЛИТЕРАТОРА С кажу сразу; статья И. Аристова для меня, как, видимо, и для читателей, хоть немного интересующихся теку щей литературной жизнью, не явилась не ожиданностью. Такого толка выступления и дискуссии уже успели прошуметь по_^стра ницам центральной периодики сухой, не разродившейся ливнем, грозой, и вот о т голоски ее докатились, наконец, и до наших провинций. Причем статья «Городская ли тература»— не первый раскат грома в нашем периферийном небе. Вспомним хотя бы раз говор о проблемах творческого дебюта, за теянный газетой «Молодость Сибири» в подборке полемических выступлений «под польных» (по выражению одного из его участников), т. е. непечатаемых, авторов под общи.ч заголовком «Легко ли быть мо лодым литератором?» (25 июня 1988 г.). Дискуссия эта настолько же симптоматична, насколько и тенденциозно-однобока. Впро чем, разбор и оценка ее не входит в мои задачи, хотя к ее материалам мне волей-не волей придется время от времени возвра щаться. Пока же обращу внимание только на одну существенную в данном случае де таль: одним из застрельщиков дебатов в «молодежке» был именно И. Аристов, а это говорит о том, что нынешняя его статья — не какие-то там спонтанные заметки по поводу неожиданно прочитанного, не прос то откровения любознательного книгочея- неофита, вдруг обнаружившего для себя некую литературную аномалию и спешащего предупредить мир о своем открытии, а впол не осознанное, целенаправленное выступле ние, в котором делаются попытки выразить и обосновать настроения, позицию и притя зания определенной части пишущей моло дежи. В чем же суть этих притязаний? В- самом общем виде их можно свести к двум взаимосвязаным моментам: 1 ) сущест вует некая «городская литература», кото рая 2 ) «перекрывает кислород» молодым писателям, забирая у них бумагу и печат ные площади, а вместе с ними и читателей. А потому — долой «городскую литературу»! Или. если близко к тексту статьи,— «как бы нам ее («городскую литературу»— А. Г.) закрыть?» Вопрос, как говорится, конечно, инте ресный... Только для начала неплохо бы уяснить, что за монстр такой — «городская литература», который не дает спать спо койно молодым дарованиям? Должен, правда, сразу уточнить: не прос то «городская». И. Аристов «открыл» для себя целую новую литературу, о которой прежде и понятия не имел. И оказалось, что это литература не сибирская, не запад но-сибирская даже. Доподлинно: это ново сибирская городская русская советская ли тература! (выделено мною.— А. Г .). И да лее автор утверждает, что есть в этой ли тературе «свои критерии глубины и худо жественности», «действуют свои специфи ческие законы и традиции», даже «есть свои Пушкины и Белинские, воспевающие Пушкиных...». В общем, своего рода «тене вая» литература. Но поскольку «сторонне му человеку ничего в этой литературе сра зу не понять», наш «первооткрыватель» лю безно соглашается прояснить загадку сво его «открытия» несведущему читателю, более того, как интригующе обещает он ему — сделать «попытку разоблачения». Итак — разоблачить! Кого и что? «Г ор од скую литературу и тех, кто ее составляет, разумеется. Я так, правда, и не понял, что за явление пытается обозначить этим д ом о рощенным термином И. Аристов, каким именно «специфическим законам и тради циям» подчинена «городская литература», по каким «критериям глубины и худож ест венности» ее нужно оценивать? Похоже, он и сам не очень-то отчетливо все это себе представляет. Ясно одно: «городская ли тература» — определение ругательное. С одной стороны, оно, по всей видимости, обозначает словесность, не достойную чи тательского внимания, а с другой — являет ся своего рода непереводимой идиомой, вы ражающей высшую степень презрения. Есть в «городской литературе» некоторые незначительные исключения, на которые милостливо указывает И. Аристов, но они только подчеркивают правило. Вот, скажем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2