Сибирские огни, 1989, № 3
Булгаков или Пильняк — брали бы тогда эпопеи бездарного и лживого писателя X? Боюсь, что не только эпопеи X, но даже повести честного и талантливого У, не брали бы — просто потому, что есть к а- ч е с т в е н н е е , а времени прочитать все п р о ф е с с и о н а л ь н о е и даже все ч е с т н о е у читателя все равно не хва тит. И это было бы самое справедливое положение вещей. При любом другом раск ладе мы лишаем читателя возможности выбора, пихаем ему в руки не те книж ки, которые он хотел бы читать, то есть обкрадываем именно того, ради которого и затеяли все это дело (литературу). И чего ради? К о г о ради? Да именно ради тех самых 10 тысяч членов СП и семей их. В условиях адми нистративной системы магазины работают так, как это выгодно продавцам, а гости ницы — так, как выгодно их администра торам. Кто сказал, что Госкомиздат и Со юз писателей — исключения? «У тебя про фессионально и у меня — профессиональ но, — говорит один современный литера тор другому. — Давай у Платонова бума гу заберем, давай у Карамзина заберем, у Цветаевой заберем — и самих себя на печатаем!» — «Давай! — соглашается с ра достью другой литератор. — Все равно чи тателю читать нечего: лучших-то книжек ему не достать». Вот так и живем. И м е н н о т а к . А стоит ли? Иногда думаешь: какие пре красные учителя литературы получились бы из большинства членов СП! И как не хватает в нашей школе творческих, дейст вительно много знающих учителей. Каза лось бы, и зарплата сейчас немаленькая... Почему же молчим? Почему боимся произнести вслух эту, столь очевидную, правду? И кто боится правды? Русский писатель? Почему В. Распутин, к приме ру, готов отдать свою «порцию» бумаги для напечатания «Истории государства Российского», а В. Жигалкин, к примеру, не готов? И неужели допустима какая-то «порция», какая-то пайка, отпускаемая на вес где-то и кем-то В. Распутину? И как можем мы сейчас, с е й ч а с , это допу скать! Неужели для того была в России гени альная литература, величайшая националь ная гордость наша, совесть наша, чтобы теперь мы, городские «тож е писатели», могли незаметно для людских глаз про ехаться у нее на хв.сх: те? Достоевский и Гоголь, Есенин и Блок — читайте, кому не лень. Мы не мешаем, мы даже отступим тихонько в сторону, на особую полочку в магазине. Только не забывайте, что мы тоже нужны. Что мы возделываем по мере сил и таланта свой огород. Что у нас есть свой читатель... Да нету же, нету! Читателя своего вы украли у Булгакова и Ахматовой. Читатель ваш — ворованный. К несчастью, перемены, происходящие в нашем издательском деле, выглядят д о вольно абсурдно. Несколько изменены пра вила игры, но игра-то осталась преж ней, шулерская игра. Первейшей практи ческой мерой, направленной на благо ли тературы и самого читателя, должно стать повышение цен на книги. (Сомневающих ся отсылаю к статье О. Лациса «Цена рав новесия». — «Знамя», 1988, № 2 ). Этот главный и, по существу, единственный шаг сам по себе в значительной степени выпра вит уродливую ситуацию, при которой каж дая вторая-третья изданная книга не бы вает прочитана. Д о той поры, пока в стра не будет ликвидирован острый дефицит бумаги, она должна стоить дорого. А глав ное: необходима, как воздух, широкая сеть кооперативных издательств, способных за щищать читателя от пожирающей нас мо нополии Госкомиздата. И это лишь пер вые шаги. Но вернемся, как гласит пословица, к на шим баранам. Что случилось бы с город скими литераторами, если кто-то устроил бы нам издательское дело по совести? Д у мается, что более тысячи экземпляров своих книг никто из названных в этой статье писателей не продал бы (иду сей час им навстречу и сознательно завышаю цифру). Зато продал бы сто тысяч экземп ляров и больше того Н. Самохин, мало известный всесоюзному читателю новоси бирский прозаик. Нет, издается он доста точно часто, но разве отыщешь его книги среди тысяч безликих однодневных поде лок, разве разглядишь? Это и столичным критикам - профессионалам до сих пор не под силу. Пройдет, конечно, лет двад цать, произойдет неизбежный отсев, и вы яснится, что повесть Н. Самохина «Расска зы о прежней жизни» осталась в русской литературе, что был, оказывается, и такой писатель, со св 10 им собственным выражени ем лица. Утешительное обстоятельство, не правда ли?.. Разошлись бы хорошими ти ражами книги некоторых молодых ново сибирских поэтов, можно было бы издавать содержательный толстый журнал — и не 90 тысяч для библиотек и киосков «С ою з печать», как сейчас, а гораздо больше. Но это все «по совести», то есть пока что несколько фантастично для нас. Вер немся на землю, вернемся в конкретную литературу, какой мы ее оставили, и по пробуем до конца разобраться, что она из себя представляет. Кстати, о конкретности. Вовсе не ради удовлетворения критического зуда решил я ознакомить широкого читателя с творчест вом такого-то и такого-то прозаика и поэта, неведомых ему прежде. Городская литература — явление типическое, вся на ша литература, за исключением, может быть, одной московской писательской орга низации, — в большой степени литература городская. Где-то дела идут лучше, а где-то и гораздо хуже, чем у нас (вспом- ни.м «великого узбекского писателя», гени ального Рашидова). Моя задача состояла в том, чтобы обозначить отдельные фигу ры, играющие заглавную роль в литератур ном процессе, выявить наиболее харак терные для их творчества черты, потому что фигуры эти тоже, несомненно, типич ны и любой читатель может отыскать в собственной городской литературе своих В. Крещика и А. Черноусова или очень похожих на них. Справедливости ради хочу еще раз ого вориться, что вовсе не утверждаю, будто все авторы, которые уже названы в этой статье или еще будут названы, — графо- моны. Не все, Да, не покупают у нас сти хи А. Плитченко и Н. Закусиной, пылит ся на прилавках проза Г. Прашкевича и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2