Сибирские огни, 1989, № 3
мер, — за последнее время даже не про вели заседание административной комис сии. «А проведи я заседание, — с горечью думал Карпов, — и слова бы не сказали, хотя от заседания ничего не изменится». Это так его поразило, что он даже при встал» (с. 45). «...Карпов испытал что-то похожее на просветление» (с. 57). Никаких разумных объяснений внезапно му «просветлению» председателя сельсо вета М. Щукин не дает. Просто ему очень хочется, чтобы это случилось с Карповым, чтобы вдруг пошел он против консерва тивной линии райисполкома (привычный уже М. Щукину уровень критики) и орга низовал суд над жителями села Оконешни- ково: как, дескать, докатились они до жиз ни такой? Сказано — сделано. Жители бы ли покорны М. Щукину и суд приняли всерьез, не послали своего внезапного «про светлевшего» председателя куда подальше. Тоже, стало быть, «просветлели»... Что ж, писатель волен, конечно, выду мывать все, что ему заблагорассудится. Вот только скучно как-то получается. Ви димо, М. Щукин вообще очень хорошо знает, как надо жить. Он и впредь, ви димо, будет создавать произведения, про читав которые журналист будет знать, как ему ловчее разоблачать жуликов и какие чувства следует при этом испыты вать, а председатель сельсовета быстрень ко намотает на ус, каким образом в пью щем селе навести порядок. Впрочем, эта черта для всей городской литературы общая: непременно учить, не пременно воспитывать, тыкать носом и ука зывать пальцем — и все это с у д р у ч а ю щ е с е р ь е з н ы м в ы р а ж е н и е м ли- ц а. Не знаю, как в жизни, а в писаниях своих В. Жигалкин, А. Черноусов и М. Щу кин юмора лишены начисто. Книги их са ми как бы сопротивляются оптимизму ав торов — они совершенно лишены духовно го заряда и той внутренней светлости (сколько бы «просветлений» в них ни бы ло), которые и делают прозу животворя щей. Этой светлости никаким бодрячеством и правоверностью заменить нельзя. Оттого- то персонажи городских прозаиков и на поминают инвалидов из образцово-показа тельной лечебницы, выпущенных во двор погулять перед членами проверяющей ко миссии. Но еще два слова о Михаиле Щукине. Его роман «Имя для сына» удостоен до статочно высокой премии, точнее, даже двух премий, одна из которых является, несомненно, одной из нескольких самых высоких наших премий, а вторая премия— из премий, пожалуй, серединных, дюжин ных, что ли, премий, но тоже славная пре мия — ничего плохого не могу сказать об этой премии. Книги М. Щукина выходят в столице. Он — кадровый автор журнала «Наш современник». Он получил почетное право отмаршировать в колонне мо.чодых дарований на известном параде (журнал «Молодая гвардия», 1987, ,№ 9), и уже одно это обстоятельство могло бы надол го прославить его имя. Добавить к этому «послужному списку» мне абсолютио нечего. Могу л>ишь засвиде тельствовать, что все это — правда. \ А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ! Феномен, который я обозначил здесь как «городская литература», давно уже всем известен под расплывчатым и вообще не удачным названием литературы «серой». Термин, набивший многим оскомину, явно нуждается в уточнении. Попробую это сделать. Помимо явной графомании, опознать ко торую любой человек со вкусом может без особого труда, существует огромный мас сив рифмованной и нерифмованной словес ности, обладающей ощутимыми худож ест венными достоинствами. Уровень этих про изведений — п р о ф е с с и о н а л ь н ы й . И парадокс здесь состоит в том, что «про фессиональная» (она же «серая») литера тура — это хорошая литература. Как-то, во время службы в армии, мне несколько недель не доводилось увидеть ни одного напечатанного типографским способом слова. Должен заметить, что без книги я до этого эпизода и двух дней кря ду не прожил. И вдруг попался мне в руки замусоленный номер журнала «Чело век и закон», рваненький такой, грязнень кий, а в нем была повесть, какой-то ле гонький детективчик — «чтиво» так называ емое. Сюжет был банальнейший, герои хо дульные, диалоги, извините, дурацкие — и что же? Да я просто задыхался от во сторга; какая-никакая, а все равно выдум ка, художество, искусство... / Вот передо мной книга Г. Прашкевича, “ - новосибирского прозаика. Будь я, так ска зать, читателем-любителем, я в жизни бы ее не купил. Обыкновенная, рядовая книга о вещах простых и давно известных. Пло хая? Не сказал бы. Книга — это вообще вещь хорошая, приятная вещь. А попади я, скажем, с книгой Г. Прашкевича на не обитаемый остров, так цены бы ей не бы ло — наизусть бы выучил, наверно. И, наконец, парадокс в законченной фоо- ме: есть хорошие книги хороших писате лей, которые никому не нужны. Именно они-то чаще всего и называются «серыми». Вся их беда в том, что они вторичны, очень традиционные по форме и читать их просто нет времени ни у кого, кроме тех лиц, что именно за это получают зарплату. Решающим в нашей издательской прак тике стал ложный критерий «профессно нально — непрофессионально», причем за ниженный. Критерий в ы б о р а не учи тывается совершенно. А между тем, чита тель именно выбирает — если есть из че. го. Будь у него возможность покупать и читать любые книги, он и читал бы: рус скую классику. Хемингуэя н Ремарка, Каф ку и Кортасара, Распутина и Кима, Ада мовича и Маканина — всего авторов, ска жем, пятьдесят. А больше ему не нужно. Больше ему не успеть. Ну, скажут, это один только читатель, а другой? Хорошо, возьмем другого, диа метрально ему противоположного, настоль ко противоположного, что в его списке пя тидесяти авторов нет ни одного из тех, что есть в списке первого. Возьмем даже третьего, у которого тоже пятьдесят и то же все свои. А что же дальше-то? Что делать нам с 10 тысячами членов СП, спо собных регулярно поставлять профессио нально изготовленную художественную продукцию? Будь сейчас в продаже полный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2