Сибирские огни, 1989, № 3
печатал его как изменника Родины — за границу он, видите ли, уехать желает! «Какая сволочь! — с остервенением д у мал Андрей. — Какая сволочь! И тоже ведь вырос и вскормлен на этой земле! Да она ведь должна провалиться у него под ногами! Ну уж нет, теперь я умный, те перь я знаю, что на таких, как Рябуш- кин, нельзя глядеть и ждать. У них из-под ног надо сразу выбивать почву! Без вся кой жалости!» (с. 3 !4 ). Интересно, кстати: сообщил ли тотчас Андрей Агарин о Рябушкине куда следует? М. Щукин как-то обходит этот момент; точнее сказать, образ Агарива не имеет достаточной психологической полноты и просто не рассчитан на то, чтобы решать дилемму: доносить или не доносить? Весь роман развалится, задайся автор всерьез этим маленьким, житейским, я бы сказал, вопросом. Вернемся ненадолго к достижениям стар ших собратьев М. Щукина по перу. В. Жи- галкин, если помните, расставил перед чи тателем на страницах своих произведений человеческие макеты, приспособленные ав тором к выполнению производственного плана. Несколько шире смотрит на жизнь А. Черноусов: в его книгах современных людей замещают моральные субстанции во вкусе просветителей восемнадцатого столе тия (хотя, конечно, мы здесь немножко обижаем просветителей). Идеи добра и зла, подобно двум дубинам, перекрещи ваются в жизненном пространстве произ ведений, стремясь поразить угловатые го ловы марионеточных героев. Фигура авто ра постоянно довлеет над персонажами, которые по причине своего безличия не способны выйти из-под его контроля и обрести полноценное существование; автор дергает за ниточки, а герои имитируют жизнь. Читатель же полностью выключен из происходящего на страницах книги, так как лишен возможности фантазировать, думать вместе с героями и сострадать им, его в.оображению н е к у д а работать. Од ним словом, читатель лишен возможности участвовать в с о т в о р ч е с т в е , являю щемся первым и главным условием пол ноценного воспринятия художественного произведения. «Некуда В'оображать» — это во время чтения' так же плохо, как «некуда пойти» В реальной жизни. Человеку должно быть «куда пойти» в любую минуту бытия и «куда воображать» на любой странице книги: таковы нравственные требования человека к жизни, к обществу, и чита теля — к литературе. Задавленные авторской волей, персонажи А. Черноусова существуют лишь как воле изъявления писателя и являются конкрет ными субъектами только в связи с пред ложенной сюжетной схемой. Чуть в сторо ну от сюжета — и мы мгновенно стано вимся с ними незнакомы, не знаем о них решительно ничего, кроме разве что при вычек шумно сморкаться и поправлять очки указательным пальцем. Главная тема А. Черноусова — общест во и мораль, и персонажи призваны отли чаться как-нибудь друг от друга именно в этом направлении, Поэтому и проявляют ся они в произведениях А. Черноусова лишь как злодеи и ангелы или же, в край нем случае, как отъявленные будущие зло деи, подлежащие искоренению, и столь же очевидные будущие ангелы, которым для достижения полной святости должны оказать поддержку: Кремль, область, пер вый секретарь райкома. Так пишет А. Черноусов. След в след идет за ним М. Щукин, если не считать, что он несколько более наклонен в соци альную плоскость и первый секретарь рай кома для него уже не бог, не царь, а все го только глубокоуважаемое должностное лицо. Но вернемся к Рябушкину. Чем же так досадил он М. Щукину? А тем, что чело век этот, оказывается, есть главный наш враг почище Козырина и мирового импери ализма — он все великие наши достиже ния о ч е р н и т ь хочет. Как это? Что значит?.. А т о й значит... Неприятный такой тип — в очках, которые у него все время прыгают по носу вслед ствие гримас и ухмылок, анекдотики по хабные травит (жаль, право, что в носу не ковыряется) — о ч е р н и т е л ь . И фа милия у него дрожащая такая — Рябуш- ш н ... Написан этот роман был, что называет ся, до перестройки, и о персонажах его мы можем теперь сказать, что им перестраи ваться надлежит. Но вот подоспело уже новое произведе ние Михаила Щукина — повесть «Рядовой случай» («Сибирские огни», !988, № !) . Что же еще есть сказать у нашего автора? Читаем. Живет село Оконешниково. Грязно и пьяно, в общем, живет. Что ме шает ему жить лучше? А шестеренки друг за дружку не цепляются. Какие шестерен ки? А две шестеренки. Да какие же? А вот первая шестеренка — бюрократическая деятельность сельского руководства, и вот вторая — подлинная жизнь села, которая в отчетах и докладных не отражается. Это и есть шестеренки две. Вы, читатель, этого раньше не знали, так зато теперь будете понимать про шестеренки — это очень просто... Образ шестеренок возникает в голове главного героя повести Карпова, предсе дателя сельсовета: «Никак они не зацеп ляются друг за друга. И недавно обнару женный зазор между ними не давал Кар пову в последнее время покоя, лишал сна и винтом заставлял крутиться на кровати в бессонные ночи» (с. !2 ). Немало лет занимает Карпов свою должность, поче му же так недавно стал он «крутиться на кровати?» Откуда такое внезапное про зрение? Не странно ли? «Ошарашенный всем этим Карпов сник за своим столом, словно его придавили (прямо за столом? — И. А . ) непосильным грузом» (с. 33). «...залезть на коло.кольню, ухватиться за веревку и бить в набат, бить так долго, громко, пока все не очнутся и не проснут ся (сначала очнутся, а потом проснутся? — И. А.), как очнулся и проснулся он сам, Дмитрий Павлович Карпов» (с. 34). «Председатель райисполкома выступал последним. И с самого начала стал распе кать Карпова за то, что в Оконешникове нет порядка, что там расплодилось много пьяниц, а сельсовет не принимает никаких
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2