Сибирские огни, 1989, № 3
ку с родителями Лины, заставляет про честь гору книг. Примерно половина пове сти отведена для споров персонажей о ре лигии, ведущихся, прямо скажем, на весь ма примитивном уровне и дурных в лите ратурном отношении. Вот кусочек одного из монологов: «В сознании верующего отож дествляются субъективная и объективная стороны опыта. Чувственные образы наде ляются качествами объективного существо вания. Ну, как у психов» (с. 254). «О твоевать» Лину у бога Климову в конце концов удается, но у родителей — нет. Запутавшаяся в самой себе девушка кончает жизнь самоубийством, напоследок еще раз отдавшись Климову, который, кстати, уже начинает потихоньку остывать к ней. Климов же в финале повести пред стает перед читателем чуть ли не мучени ком, жестоко, на всю жизнь пострадав шим от клерикалов, хотя, если разобрать ся по совести, то он один является винов ником гибели девушки. Без обиняков: по ложительный герой Климов — человек ту пой, черствый, руководствующийся в дей ствиях СВ. 0 ИХ неудержимым сладострасти ем. Вообразите себе, что Нехлюдов в «В о скресении» Л. Толстого показан не как великий грешник, осознавший себя тако вым, а как страдалец за любовь. Этот «страдалец» и будет наш Климов, только грех его поболе, чем у Нехлюдова: Катю ша Маслова все ж таки жива осталась... Но нет, все зло о т религии,— утверждает иде ально положительный, вдумчивый и обра зованный Саня, который даже на фоне прочих «положительных героев» городской прозы выглядит — не удержусь! — прямо- таки редкостным, маниакальным каким-то идиотом. Такая вот «поправочка» к классике... Кстати, эти три точки еще кое о чем мне напомнили. Густо-густо понаставлены они в произведениях А. Черноусова и обычно венчают собой фразу, несущую некоторый информационно-эротический заряд. В ре зультате скромность и целомудрие автора оборачиваются местами жуткой пошлостью. Эдак у читателя, пожалуй, сложится впе чатление, что прячется за этими точками невесть что, какое-то совершенно необык новенное событие в интимной жизни чело вечества. А ВОТ другая повесть А. Черноусова — «Второй дом». Здесь главный герой, некто Горчаков, совершенно одуревший от городской жизни, решает построить себе в деревне второй дом, чтобы зажить, нако нец, полноценной жизнью. И строит на протяжении двухсот страниц. Подробно строит. Дело-то Горчаков затеял хорошее, да вот беда: мучает его совесть. Прямо-таки жуткие муки испытывает этот простой со ветский человек по той причине, что мате риалы для строите.пьства добываются им не слишком честным путем: не ворует он, конечно, но покупает-то краденое!.. И чув ствует огромную вину перед государством. Вдобавок, нехорошие люди есть на све те. Вот. например, сосед по кличке Гаст роном, «колбасный царь». Построил себе целый дворец на нетрудовые доходы — и отлично себя чувствует. По нему тюрьма давно плачет, но Гастроном, подлец эта кий. фа.милию свою ото всех в поселке скрывает и по этой самой причине живет припеваючи, фейерверки по ночам устраи вает. Ишь разбойник какой — фамилии не говорит!.. Странное дело; чем более положитель ными выставляет А. Черноусов своих пер сонажей, тем примитивней они выходят. И, между прочим, сами как-то умеют дога даться о своей примитивности — в отли чие от автора. Дело тут, как мне думается, вот в чем. А. Черноусов пишет как бы с натуры и, кажется, очень мало выдумывает от себя. П оэтому изображаемая им жизнь не уме щается в прокрустово лож е авторской во ли. Он, пололуй, и рад бы заклеймить бап тистов или Витальку — работягу-вора, он напряженно старается заклеймить и сю жет выстраивает соответствующим обр а зом. Но под занавес, когда идейный про тивник уже разгромлен всем ходом повест вования, остается некоторая неловкость. Представьте себе человека, который вы играл партию в шахматы, но при этом в ходе игры незаметно стащил с доски не сколько фигур противника. Он и порядоч ный человек, но все-таки стащил. Против ник же, человек в высшей степени рассе янный, как-то умудрился этого не заме тить. Мошенник выиграл и тут же вспом нил о своей порядочности. Удовольствия от победы как не бывало, досада только. Не ловкость. Надо полагать, не только свидетелю-чи- тателю, но и самому А. Черноусову стано вится неловко, что он специально так все подстроил: обидел тех, кто с самого на чала ему не нравился, а тех, кто нравил ся, напротив, морально поощрил — свое образное проявление административно- командных методов хозяйствования. Я, на пример, совершенно уверен, что А. Черно усов испытывает временами неловкость и рад бы от нее избавиться, но чувство дол га ложится ему на плечи. Долг же свой писательский он, видимо, понимает как вы полнение так называемого «социального заказа». Только вот был ли этот самый «социальный заказ» в 70-е и в начале 80-х подлинным заказом социума?.. Кажется, теперь-то уж совершенно очевидно, что не был. и даже нет нужды объяснять — по чему. И получается в конце концов так, что даже серьезные мысли писателя, вложен ные им в уста его положительных героев, мельчают и беднеют, а порой и просто о б ращаются в свою противоположность. Во «Втором доме» автор прозрачно намекает: надо бы разрешить горожанам индивиду альные хозяйства заводить, в земле ковы ряться, чтобы малость очухались они на лоне природы. И надо бы все же строй материалы продавать населению, а то во рует народ. Однако сама ходульность и плакатность персонажей, прямолинейная заданность сюжета словно специально призваны подействовать на думающего чи тателя как раз в обратную сторону — о т толкнуть, отбить всякий интерес к постав ленным вроде бы вопросам. Такое вот неприятное художественное, бессилие — характерная для городской про зы черта. Немного ниже мы еще погово рим об этом подробнее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2