Сибирские огни, 1989, № 3
ность. Ради интересов производства прихо дится Андрею ловчить, проделывать не слишком законные финансовые операции. И вот оказывается он в своеобразном мо ральном тупике, куда загнали его интере сы производства. Нужно уговорить главбу ха Любо.вь Захаровну закрыть глаза на одну из таких финансовых операций. Ина че Андрею грозит тюрьма, а главное — под угрозой оказываются интересы про изводства. Лю бовь Захаровна отказывает ся на это пойти, несмотря на то, что «влюблена в него, как кошка». В финале повести ситуация доходит д о абсурда: кри стальной души человек, примерный семья нин, Андрей вынужден интересов произ водства ради переспать со своим главбухом, к чему он относится с отвращением. Впрочем, В. Жигалкин не допустил до греха. Лю бовь Захаровна оказалась впол не нравственной натурой, а так как выяс няется это неожиданно для читателя, то читатель должен, видимо, по мнению авто ра, глубоко зауважать главбуха. Ведь и ей, к тому же, не чужды интересы произ водства. Эрото-производственный узел с легкостью развязывается, но проблему ав тор, разумеется, оставляет открытой... Существует, как известно, такое поня тие — конъюнктура. Ну так вот: если что- то и подпадает под это понятие, то это бу дет повесть В. Жигалкина «Клубок», Клас сическая, в чистом виде литературная спе куляция. «Так появились в нашей сибирской ли тературе герои - взрывники В. Жигалкина — люди мужественной профессии, с кото рыми, уверен, читатель не только с удо вольствием познакомится, но и захочет продолжить это знакомство, — пишет в предисловии к книге маститый критик В. Шапошников. — А писатель (в чем я тоже не сомневаюсь) не раз еще порадует нас новыми книгами, новыми интересны ми художественными открытиями». И я тоже, признаться, в этом пока что не сомневаюсь. Анатолий Черноуоов — прозаик замет ный. Сам Георгий Мокеевич Марков, у которого в наших краях собственный му зей имеется, пишет иногда предисловия к его книгам, а такой факт для городской литературы сам по себе весьма значителен. Д ебю т писателя состоялся в 1968 го ду. Последняя — двенадцатая — книга повестей А. Черноусова вышла в свет в начале 1987 года. Она включает в себя три произведения, уже известные городско му читателю. Первое из них, производст венное, относится к раннему периоду твор чества А. Черноусова. Что ж, как и в случае с В. Жигалкиным, скажем здесь только одно: мы маленьких не обижаем. Обратимся к тому, что ближе к нам по времени. Живет и работает при солидном техниче ском вузе хороший советский человек — мастер произв'одственного обучения Валера Климов. И все у него в жизни ладится: двухкомнатную кооперативную квартиру имеет, работе своей без остатка отдается, а в свободное время на лыжах с большим удовольствием катается. Нет у него пО'Ка что своей семьи, только пока что V него любовница, но это обстоятельство Климо ва не смущает. Даже рад он, что ничего не отвлекает его от любимого дела. П оло жительный герой. И вдруг — понравилась Климову краси вая девушка, одна из его студенток. Автор даже считает, что Климов влюбился, и убеждает в этом читателя, демонстрируя мучительные переживания героя, носящие, несомненно, сложный сексуальный харак тер. Девушке Лине Валера Климов тож е симпатичен — простой, открытый человек. Она, правда, стихами увлекается, танки там японские и прочее, а Климов больше по железу специалист. Зато мужской опыт у него существенный. Все, в сущности, очень просто в этой истории. Мужчине понравилась девушка, решил он ее добиться, а девушка, начитан ное и сугубо духовное существо, начинает испытывать к нему законное половое вле чение. Конфликта нет, художественного о т крытия нет, ничего нет... Как бы не так1 Автор решает столкнуть нашего совре менника, хорошего человека Климова, — с религией. И чтобы непременно получилась из этого трагедия, потому как первейшая цель автора, поставленная им загодя, — показать читателю, сколь опасен и вреден религиозный дурман. Повесть так и называется — «Чужие». Чужие — это они, верующие, в данном случае баптисты. Чужие нам, простым со ветским людям. Лина оказывается баптист кой, вся семья ее оказывается баптистской, вся страна оказывается нашпигованной баптистскими сектами, оказывающими урод ливое воздействие на советскую нашу жизнь с помощью опасных брошюр и при сланных из-за океана магнитофонных кас сет с хитрыми речами. Логически повесть выстроена следующим образом. Тезис: религия — кровавое и страшное чудовище. Почему? Да потому, что запрещает она девушке Лине испыты вать законное половое влечение к Кли мову («А что плохого в том, что мы жи вотные?» — задо'рно спросил Климов; — с. 131). Самый правильный герой повести атеист-профессионал Саня, лучший друг Климова, так понимает ситуацию: «...если раньше он, Саня, говоря «идеологическая война», представлял себе, что война эта где-то далеко, где-то там, в дипломатиче ских кругах, в кругах журналистов - меж дународников, на всевозможных конферен циях и конгрессах, то теперь Саня так уже не думал. Кто бы мог предположить, что линия этого самого идеологического фрон та пройдет так близко! Совсем рядом, поч ти вплотную... Ведь баптисты, о которых рассказал Климов, — это же как вклини вание чуждой идеологии, как разведка б о ем» (с. 2 3 1 -2 3 2 ). Но здоровый советский (так, что ли?) секс торжествует над «чуждой идеологи ей». Лина тотчас же забеременела. Сказать об этом родителям она не может — для ее окутанного дурманом сознания сей посту пок немыслим. Она чувствует себя преда тельницей, она предала своих. Валера Климов начинает борьбу с рели гией. Вся прелесть ситуации в том, что у бога он должен отнять женщину и, увле ченный борьбой, даже подумывает на ней жениться. Друг Саня натаскивает Климо ва в научном смысле, учит вести полеми
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2