Сибирские огни, 1989, № 3
Вы плачете, женщины? Лучшей награды я, право, не знаю. И знать не хочу. («Ст ихи») Не знаю, конечно, плакали или же про сто сморкались те до-ярки, но читателю «сушить слезу», «отвернувшись к плечу», определенно впо|ру. А что касается доярок, то жизнь у них и без того нелегкая, чтобы им плакать еще от стихов Н. Созиновой. Очередную свою книгу «Стихотворения и поэмы» выпустила в Новосибирске в 1987 году и Нелли Закусина. Это — избранное, свидетельствующее, по крайней мере, о том, что когда-то давно поэтесса писала неплохо. Два-три стихотворения даже оп ределенно хороши своей элегической грустью, по-настоящему человеческой инто нацией. К сожалению, такие стихи в сборнике можно пересчитать по пальцам, и не они ха]рактеризуют творчество поэтессы. Очень давно состоит Н. Закусина в городской ли тературе, четко указавшей некогда талант ливой молодой поэтессе уровень, на кото ром должно и суждено ей писать. Красивый выращу цветок — ращу его давно. Как розовеющий восток, он озарит окно. Но если чью-нибудь печаль , . он сможет утолить, скажу: — Берите, мне — не жаль, о чем тут говорить. («К расивы й выращ у цветок...») о чем гут говорить? Стержень крайне типичного для Н. ЗакусИ'Ной стихотворе ния, целиком приведенного выше, — мо ральная сентенция, утверждениая в своих правах ТЫСЯЧ 1 И лет назад. Художник, поэт творит красоту, ему жаль с «ею расста ваться, но в ито'ге он все равно дарит ее людям — а как же иначе и т. д. Тот, кто раньше ничего этого не умел взять в толк, теперь и.меет шанс приобщиться к требова ниям высокой морали че|рез прочтение восьми-шестнадцати-соьрока строк Н. Заку- синой. Отрадно. Вот уже два десятилетия пропагандирует поэтесса увядшую мудрсють и. кажется, заходит на второй круг. Рост профессионального масте|рства поэтессы пе редан в сборнике через увеличение числа строк в более поздних ее стихах. Менее со- рО'ка в последние годы — редкость. Стихи практически кончились, начались бесконеч ные циклы стихов... И все же: о творчестве Н. Закусиной можно и подр' 0 .бней поговорить. Н. Закуои- на — это еще вполне приличный в разгсво- ре предмет... О Леониде Чикине много не напишешь. Но это я говорю со своей колокольни. Городская-то критика столько понаписала — будь здоров! Когда читаешь стихи Л. Чикина, почти невольно воображаешь себе, что когда-то, в каком^о высоком и слегка загадочном учреждении потребовали от этого автора предъявить доказательства его лояльности по отношению к ходу событий. И с той по ры каждые примерно два года появляется на прилав'ках магазинов новый томик таких доказательств — в стихах или, за недо статком времени, в прозе. Кажется, никто больше ничего от Л. Чикина не требует, но поэт автоматически продолжает укреп лять свое алиби. Меня лично он убедил. Под присягой го тов подтвердить, что Л. Чикин — человек политически грамотный и морально устой чивый, ни в каких о‘ппоз.ициях никогда не состоял, международную обстановку пони мает верно. В срроевом отношении — под тянут. Все у нас огромно — горы и реки, и неизмеримы дороги-пути, и стоят плотины, каких вовеки ни в одной державе не найти. А у нас в Сибири такие люди берегут всегда трудовую честь, коль пообещают сегодня: «Будет!» Завтра рапортуют гордо: «Есть!» («У нас в С ибири») Есть у Л. Чикина и такое стихотворение — «Самокритика» (сбориик «Время» — 1986 г.). Привожу его целиком, до послед ней запятой. Я неглупый, находчивый, смелый, работящий, мне все по плечу, даже самое трудное дело проверну, одолею, скручу. С другом — нежен, с товарищем — ласков, непреклонно железен с врагом. Не ношу равнодушия маску на лице благородном своем. Слабых в трудную пору не брошу и в неравной не струшу борьбе. И тащу, словно вол, свою ношу... Что еще вам сказать о себе? Раболепия нет перед чином, и зазнайства во мне— ни на грош.,.. Вот по этим хорош я причинам. И еще потому я хорош, что не верю, что где-то и кто-то, с кем по жизни шагаю одной, о себе с превеликой охотой говорит: я плохой, я дурной!.. Думается, не только я один, а все у нас в городе давно знают, что Л. Чикин — человек прекрасный во всех отношениях. Может быть, именно поэтому вышла его семнадцатая книжка. Собраться бы всей читающей общественностью да по.йти к не му на дом: «Не пишите больше, Леонид Андреевич, пощадите хотя бы себя — мы, в случае чего, пОьдтвердим...» Стихотворные рассказы Л. Чикина обла дают иитересной особенностью. Они совер шенно лишены метафоры, даже прилага тельных в себе практически не содержат— и замечательно без них обходятся. Л. Чи кин целиком посвятил себя предметным и двигательным — матед>иалистически,м — частям речи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2