Сибирские огни, 1989, № 3
Амурскую магистраль, готовилась реки по вернуть, а книга лежала. Успешно продол жалось покорение космоса, а ннига лежала. Три Генеральных секретаря сменилось за это время у дуля нашего государства, а «Стихотворения» (избранные!) В. Крещика все лежали и лежали. Чем же так досади ли они городскому читателю? Здравствуй, родина — Сибирь, Надолго живи и здравствуй! Обживай свое богатство. Вольницу свою транжирь. Вольно здравствуй, на века. Тороватая сторонка, У тебя и слово звонко. Оттого что жизнь звонка. («Здравст вуй, родина — С и би рь,,,») Как хотите, а «ж,изнь звонка» я отказы ваюсь понимать, хотя есть в этом, наверное, какая-то своя правда. Из предисловия узиаю, что держу в ру ках седьмой по счету сборник В. Крещика, «открытого» известным советским поэтом Я. Смеляковьвм на Кемеровском семинаре молодых писаггелей и тогда же принятого в СП. С той поры В. Крещик, осененный гроьмхим именем, прочно укрепился в но 1 во- сибирской литературе. Не всякому так по везет. «Муза Виктора Крещика возрастала в солончаковых просторах Барабинской и Ку- лундинской степей, куда он с дипломом инженерачмеханика приехал работать», — пишет в предисловии к сбо.р«ику Г. Карпу- нин, главный .редактор журнала «Сибирские 0 №и», многие годы поддерживающий собра та по перу. Дальнейшие взаимоотношения поэта с Музой можно себе представить по стихотворению самого В. КреЩика. «Разго- во.р с Музьой», В' котором поэт обращается к этой последней; Пойдем со мной, пойдем, но прежде Свою божественность забудь. Надень рабочие одежды И ко всему готовой будь. Ты там узнаешь все на свете — Людскую святость и грехи. С тобой у нас родятся дети — Горячекровные стихи. «Детишек» получилось, действительно, не счесть сколько, на несколько детдомов хва тило бы. К сожалению, прочитав стосорока- страничяый сборник, ни одного полноценно го в поэтическом отношении отпрыска я у В. Крещика не нашел. Нашел другое. Вот о прожитой жизни (В. Кре-щик человек не молодой) : «Цыганки о нашей судьбе не га дали. Мы сами крутую судьбу обуздали, к работе голодную страсть обрели и сами на счастье себя обрекли». Вот о бережном от- иошении к природе, виноват, — к Приро де: «В муках Природа придумать смогла жизнью кишащие землю и воды. Мы по учаем е я (!), и Природа в душу не песней, а воплем вошл'а. Птица родно.го боится гнезда, воет зверюга, отравленный ядом...». Здесь что ни слово, то восклицательный знак. «Очравленный зверюга», который «воет» (волк, что ли?), «придумать... в му ках» «жизнью кишащие». И конечно же — «ея». То-то вот: ея... А вот и еще. Понимаю, что надоел цити рованием, но — последнее, из стихотворе ния с загадочным названием «А если бы она устала...» (далее, впрочем, станет ясно, что «она» — это мысль п оэта); «И ночью мысль моя не дремлет. Что с ней пО'делать мне? — Она понять стремится жизнь и землю, живет без отдыха и сна». И кон цовка этого длинного стихотворения: «А если бы сына дремала, а если бы о>на уста ла, я задохнулся б аредь металла (? ); и жизнь меня бы доконала (!)» . А между тем — вовсе не д о смеха мне. Да и В. Крещику, я уверен, тож е. Рожденные в года глухие Пути не помнят своего... Скажешь ли точнее? В. Крещик принадлеж,ит к то.му поколе нию, на долю котоьрого выпало жестокое военное детство, лютые послевоенные годы в условиях тогдашней деревни. Как люди и как поэты В. Крещик и иже с ним фсырми- ровались в тот исторический момент, когда уровень русской поэтической культуры был удручающе низок. В поэзию они пришли практически на пустое место. Непосредст венными их учителями, в лучшем случае, были люди, написавшие в молодости деся ток нокр.енних стихотворений, исполненных пафоса обновления мира, а затем смешав* шиеся с толпой всевозможных мошенников и проходимцев, чья стихическая (иначе не окажешь) деятельность воистину страшна была. Был сломан хребет русской куль турной традиции, размыты категории по этического мастерства, с ног на голову пе ревернута иерархия ценностей человече ских, выстроенная той же поэзией на щро- тяжении тысячелетий. «Мы все-таки, поми мо революции, жили еще во время распа да основных форм сознания, поколеблены были все полезные навыки и понятия, все виды целесообразного умения», — писал в 1948 году Борис Пастернак. Много воды с тех пор утекло, но до оих пор в «заслу женных» и «наро'дных» ходят у нас всевоз можные Исаевы, Фирсовы да Чуевы — и, может быть, долго еще будут ходить, до тех пор, пока не восторжествуют здравые понятия. Тот факт, что в 1966 году даже Я. Сме- ляков, поэт по меньшей мере значительный, «открывает» нам с вами В. Крещика, сам по себе замечателен. В поэзии тех лет отсут ствуют имена Георгия Иванова, Анненского, Ходасс'вича, Набокова, Гу.чилева, Волоши на, бледными, неясными тенями представле ны якобы элита|рны€ Ахматова, Цветаева, Мандельштам и Пастернак, лишь недавно «вернулся» Есенин, только что приехал (буквально) из мест лишения сво.боды мо лодой непечатаемый «тунеядец» Бродский... Тут не только что В. Крещика «откроешь». Впрочем, говорить о б этом вкратце не след. Я только хочу заметить, что В. Кре щик не какой-нибудь злодей, специально пришедший в л«те|ратуру, чтобы писать плохо. Сама тогдашняя литература призва ла его, чтобы продлить свое существование во времени. Бесчисленные сборники его «учителей», поэтов типа Сергея Васильв'ва, состояли из стихотворений длинных, много словных (платили тогда х ор ош о), кое-как зарифмоваиных, но — воопевающих, по юрылатому выражению М. Горького, «наши достижения». В. Крещик скромно пошел по их стопам. Новы.х дорог он не выдумал. Говорить о его стихотворениях всерьез я не сумею. Это не более чем малосодержа тельные зарифмованные рассказы; если же отнять у них рифму и вытянуть в строку,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2