Сибирские огни, 1989, № 3
К Р И Т И Е ь А ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Игорь АРИСТОВ ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Попытка разоблачения Е ще несколько лет назад, в силу не которого моего идеализма, мне пред ставлялась кощунственной сама мысль о том, что наша русская литература может иметь какое-то региональное деле ние. Не существовало в России чрловокой или во 1 ронежской прозы или, скажем, крым ской поэзии. Никогда этого не было и не могло быть. Современная критика, похоже, считает так же, несмотря на терми.нологичеекий раз нобой. Термины типа «прозаики московской школы» содержат в себе некоторую иронию, скрытое пренебрежение к предмету. И, на против, словцо «деревенщики», при всей своей кажущейся легковесности, наполнено самым серьезным содержанием. За ним — вся деревня российская, иркутская и воло годская, без обидных и смешных географи ческих ограничителей. И лучшая проза «де ревенщиков» — часть подлинной русской литературы, той самой, в которой Пушкин, Гоголь и Достоевский, скажем, присутст вуют. Другой, порезанной на уделы, рус ской литературы — не существует. Но это — оказки для людей малосведу щих. Как же велико было мое удивление и ра зочарование, когда я внезапно открыл для себя целую новую литературу, о которой прежде и понятия не имел. И оказалась эта литература не сибирской, не западно сибирской даже. Доподлинно: это — ново сибирская городская русская советская ли тература. Выяснилось, что в ней есть свои крите рии глубины и художественности, что дей ствуют в ней свои специфические законы и традиции. Выяснилось, что тут есть свои гении и поклонники гениев, свои Пушкины и Белинские — воспеватели Пушкиных. Вы яснилось, наконец, что стороннему чело веку ничего в этой литературе сразу не по нять. И все же я рискнул. Я пришел в самый большой книжный магазин города и реши тельно остановился у прилавка, который в прошлые в|ремена едва удостаивал взгля дом. И оказался один на один (людей во круг меня не было) с плотными рядами книжечек, успевших запылиться на полках. В большинстве своем худенькие, угловатые и броские, словно провинциальные девочки на дискотеке в ПТУ, разрисованные пожух лыми осенним:и листиками, радугой-дугой и деревянными домиками на зеленой лужай ке, они, .казалось, кричали своими обложка ми: «В от они мы, вот они!..» И добавляли ст|роже, но оставаясь все в том же нерви ческом волнении: «А мы тоже — писатели». Находились среди них и другие — толстые, негн'ущиеся, с высокими худыми буквами, сочлененными в имена авторов на кореш.ке. Эти вовсе не требовали, чтобы их заметили, купили и тем более прочли. Они просто бы ли. Как земля, снег и ветер. Я приобрел их больше десятка — тех и других, избегая повторения имея. Продав щица смотрела на меня, как на полного идиота, отошла даже к подружке за сосед ний прилавок — .посоветоваться, что ли. Бы ло неловко и как будто чего-то стыдно. С испорченным настроением я ушел. Таким образом и оказались у меня в ру ках последние или же предпоследние (но винки в данном случае появляются быст ро) книги наиболее знаменитых в городе Новосибирске прозаиков и поэтов. И я про чел. Я стал в курсе. Не всей литературы, конечно, но зато последнего слова ее. С ТОБОЙ У НАС РОДЯТСЯ ДЕТИ... Публикуя статью И, Аристова в том виде, в каком она поступила в журнал, редакция полага ет, что изложенная в ней точка зрения является типичной для определенной части молодежи, тя нущейся к творчеству. Мы попросили критика А. Горшенина прокомментировать этот материал. 3 Сибирские огни № 3 Четыре года пролежал на магазинных по.жах сборник стихов Викто 1 ра Крещика, изданный в серии «Библиотека сибирской поэзии» (1983; утверждение Аристо ва. — Ред.)... Страна строила Байкало-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2