Сибирские огни, 1989, № 3
— Чего там, принять парня надо. А нас чет «того», так это ерунда, все знают. У меня зеленый профбилет, я — член со- юза! В самодеятельность с женой ходить стали, даже Незнамова в «Без вины вино ватых» играл, пел и дуэтом с Иваном Фран ко, особенно получалось у нас «Сердце девичье», на «би с» выходили. Погоны на командиров-железнодорожников надевать стали, и мне присвоили звание «техник- лейтенант пути и строительства», форму вы дали. В пятидесятом Лопатина на другой за вод перевели. К нам назначили Никитина. Он где-то в органах НКВД работал. Д е ла заводские не знал, брал глоткой. В стройцеху работница упала с крыши бара ка, упала и ушиблась по своей вине— не привязалась веревкой, как ей под роспись объявлено было. По приказу Никитина из моей зарплаты вычли стоимость больнично го листка той женщины. Обидясь, я выро нил в бухгалтерии: — Что умного ждать от тюремщика? Никитину стукнули. Вызвал, хмурый си дит, надулся — вот-вот лопнет, помолчал и выстрелил в меня тирадой; — Я двадцать лет в органах работал, а ты — контрреволюционер! С тебя еще су димость не снята! — А у меня и не было ее, судимости. Я без суда был в плену у таких вот дикарей, вроде вас! Ключами в морду бить вы нау чились, а ни закона, ни дела заводского не знаете,— парировал я. Впервые показал зубки — все ходил ти ше воды, ниже травы. Потребовался капитальный ремонт глав ному корпусу завода, сгнившему от време ни: здание деревянное, вся технология пропитки основана на в о д е— пропитывали хлористым цинком. Приехал из Кургана на чальник Учдорстроя № 1 Костромин. Это его подразделению ремонт поручен, а мас тера на это дело у него нет. Андреев меня порекомендовал Старый корпус разбирали и возводили новый над непрерывно работающим обору дованием и людьми. Сделали его, без ЧП обошлось. Костромин позвал меня прора бом в Шумиху. В Управление дороги вы звали, узнали, что я бездипломный инже нер, но согласились. Последовал приказ — и я с семьей в Шумихе. Шел 1952 год. Приступая к серьезной, ответственной работе прораба, с тревогой думал о том, как избежать ошибок в строительстве, знал, что кому-то ошибки сочтут ошибками, мне — только вредительством. Еще жив был Сталин, один за другим гремели «дела» — и «Ленинградское» и дело врачей, реп рессии продолжались, затухая. Принял прорабство в Шумихе с несколь кими объектами, начатыми моим пред шественником, неделю назад арестованным, и коллективом в две сотни человек. На первом собрании снял перед ними шапку, поклонился и сказал: — Вот что, люди добрые, будем работать дружно, пусть нелегко нам будет — это все вы знаете, но пусть промеж нас не поя вится вражды и склок, всяких подвохов и откровенной подлости. Стану у вас таким же надежным трудягой, как вы. Одним только худо со мной вам будет — не пью я, не курю. Не признаю потому естествен ной потребностью тягу людей к водке и та баку, буду притеснять пьянство, возражать против долгих перекуров. Прошло столько десятилетий, мне уж семьдесят, но доселе в воспоминании прек лоняюсь перед работающими людьми того времени. Бригада Лизы Сидоровой из двадцати женщин без устали, без переку ров готовила раствор и доставляла его ка менщикам и штукатурам. Не было повода в чем-то их упрекнуть. Теперь нет такой совестливости в людях, мы только хотим д о биться ее возврата. Или бригады Волкова, Касатова, Николая Чирухина, Сергея Зы рянова. Если кто жив из вас,— вспомните ваше время! Теперь не без удивления можно конста тировать: какими же многожильными были работники той далекой послевоенной поры! Был среди них равным, ко мне запросто со своим горем приходили домой, по лю бому делу спросить и на улице могли. О с новными орудиями труда были носилки, тач ка, кирка, лопата, пила и топор у плотни ка. Торжествовали, когда летом 1957-го появились легкие краны «Пионер». Это ж диво — пять пудов машина за раз на этаж подымает! Всех объектов, построенных за девять лет в Шумихе, не перечислишь. Субподряд чиков в те годы, как теперь, не было. Весь комплекс строительно-монтажных работ на до было знать и вести их самому. Коллек тив подобрался работящий, планы мы всег да выполняли. Рабочих около двухсот, я один, без мастера. Мой рабочий день ве- ревьюй мерян; поздно придешь домой, по ел — садись наряды писать, расценивать, чертежи изучать надо, дабы не допустить ошибки. Времени для себя оставалось только на сон. Объекты в разных концах города, в течение дня надо быть на каж дом и не по одному разу — как успеть? Купил старенький велосипед и почти круг лый год на нем — не гонять же грузовой ав томобиль со своей персоной — у меня план, его делать надо. За то, наверное, и уважал меня Николай Яковлевич Костромин, ныне покойный. Сам он знал строительное дело и ценил таких же трудолюбивых, безза ветных: надо — значит, надо — хоть двад цать часов в сутки. Вагоны с бутовым камнем, мерзлым пес ком приходят — какие уж тут выходные, праздники — выгружать надо, людей соб рать, организовать выгрузку. А соберешь рабочих в выходной или праздничный день — от вагонов не уйдешь: задача выгрузить без простоя, иначе — штраф. Но куда себя деть, пока рабочие ломами, клиньями мер злый песок долбят? Будки теплой рядом нет и была бы она — как при трудящихся в нее зайти? Не мог, я не позволял себе этого. Чтоб сдать все вагоны после выгрузки одновременно, всегда помогал тем, кто отстает. К железнодорожной электростанции при строй делали в 52-м году. Надо кроме са мого кирпичного здания возвести и новую градирню для охлаждения горячей воды. Ее запроектировали в углу двора стан ции в свободном месте, но под междуго родной телефонной линией в восемь пар проводов. Задолго до начала работ доби
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2