Сибирские огни, 1989, № 2
там, случалось... Но товарищи оказывались рядом и старались поддер жать... То и ладно. Однажды повстречал на улице Лохова, и не одного — с жандармами. Хорошо еще, сам-то оказался с дружинниками... Лохов с удивлением спрашивал: — И ты с имя?.. То и было обидно, что с удивлением. — А с кем я должен стоять?.. — Вроде бы ладный мужик, рассудительный, а туда же... Знать хо чешь пропасть, как Христя Киш? — Иль чё знаешь про него, иль чё слышал, скажи! Лохов не отвечал, мялся, а потом кричал долго и яростно: — Всю вашу подлую породу изведем под корень! Анчихрнсты! Ироды!.. Враг. Враг... А кажется, совсем недавно плелся к хозяину следом за ним и Христею, плакал, просил жалобно: — Отпустите, братцы. Боюся!.. Тогда боялся, а нынче смел, знать, чует за собою силу, не ту, народ ную, которая с плеча и с удали, вдруг да взовьется аж в поднебесье, и тогда ей сам черт не страшен, но сникнет, стоит упереться в другую силу, в железо одетую, спокойную, от века стоящую на земле, именуемою российской государственностью. — А ты погоди, варначный сын. Попомню тебе твое отступничество. Ишь, схотелось ему с царем-батюшкою тягаться!.. Лохов ушел, и жандармы утянулнсь следом, не пожелав или не по смев напасть на дружиннпков, а Сафьян все стоял в каком-то странном оцепенении, и не потому, что сделалось страшно, чего бояться, коль сам выбрал путь-дорожку, нынче она едва ли видна издали, а все ж манит, другое смутило: ить впрямь, с кем тягаться-то, совладаем ли, придет ли наш час?.. И про царя-батюшку не раз говорили товарищи, да пропускал их слова мимо ушей, не желая утруднять себя, были дела попонятнее, попроще. А тут впервые, кажется, дошло: — Ить впрямь с царем-батюшкой!.. То и смутило. Чего греха таить, частенько думал, придя с тайного соб рания, на которые в последнее время сделался энергичный ходок: нрави лось, про что там говорили и как говорили, с болью и страстью, с искрен ностью, которая не взаем взята, а от сердца,— мы этих кровососов приж мем. Беды-то!.. На собраниях встречался с людьми занятными, много че го повидавшими и потому имеющими обо всем свое суждение, и радо вался. Считал, что бог далеко, а царь высоко, чего ж нам с ними тягать ся, поближе есть варначное племя, готовое хошь теперь съесть тебя с потрохами. Станем, значит, с ними тягаться! По плечу!.. Но нынче выяснилось, что это только зачинка: тягаться с малыми,— а коль поглядеть дальше, дух захватывает!.. Может, и вправду все от лу кавого, и не надо ни с кем тягаться, кое-кто так и делает, уповает на ласку и доброту, дескать, дай срок, и поменяется на земле, опомнятся люди, подадут друг другу руки. Случается, и Сафьяна тянет к ним, во благости да спокойствии иль хуже душе уставшей?.. — но сейчас же опомнится и снова придет к тем, яростным, на люд работный и на себя уповающим, верно что, неспокойно с ними, а все ж верится больше, и душа пребывает в каком-то действенном уповании, и хочется стоять бок о бок с ними и подле них достичь неизбывного. Если не для себя, то для сына, а коль придется помереть, то во благо тех дней, грядущих. Сафьян видел, что Мария не одобряет его стремления, говорила с грустью: — Чует мое сердце, оставишь нас с малым дитем сиротами, пропадем тогда... Горько было слушать, а что скажешь в ответ?.. Промолчишь и снова начнешь делать неприметное вроде бы, а нужное не только ему одному 4 Сибирские огни № 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2