Сибирские огни, 1989, № 2
не принимал их, полагая, будто не про него те мысли, а про кого-то еще. Но чей-то голос упрямо твердил ему: «Ты хотел бы смотреть на мир со стороны, дивуясь и негодуя и делая вид, что это не касается тебя. Ты всю жизнь стремился к тому, чтобы отодвинуться от других, словно бы мир для того лишь и создан, чтобы ты был сторонним наблюдателем и выно сил о нем суждение. Но ведь ты и сам часть мира, и от этого никуда не уйдешь. Ты желал бы думать, что мышиная возня не для тебя. Но так не бывает. Если ты часть мира, то и мышиная возня не может' не вовлечь тебя. Так, собственно, уже и случилось, по ты не хочешь, боишься пове рить в это.» Мефодий Игнатьевич склонен был думать, что он противостоит миру, а на самом деле он противостоял лишь части мира, пускай и большей в сравнении с тою, к которой принадлежал. Здесь были работные люди, что с утра вставали к станкам, рвали скалы и пробивали тоннели на участках железной дороги, которые он взял в подряд. Эти люди долгое время не вызывали в нем ничего, кроме сочувствия, потом появилось любопытство, острое, почти болезненное, и он думал, глядя на них, исху далых, изо дня в день исполняющих одну и ту же работу: «Неужели это все, к чему вы стремились, и больше вам ничего не надо?..» Он, может, и спросил бы, но они были молчаливы и, кажется, ни о чем не хотели знать. Впрочем, Мефодий Игнатьевич вряд ли спросил бы, в таком слу чае надо было задаться вопросом: «А кто же тогда ты, стоящий над все ми ими? И почему ты должен возвышаться над всеми ими, а не кто-то из них, или не все они разом над тобою?..» Можно было сказать, что так распорядилась судьба, многие из тех, к чьему сословию он принадлежал, но с чем не желал согласиться, полагая себя выше и благороднее всех их, вместе взятых, так и делали, и в том находили успокоение. Но Мефодию Игнатьевичу этого было мало, он хотел другого объяснения, а оно не сыскивалось, и это было так мучительно, так горько, что он даже в луч шие свои часы вдруг забывал про дело, которому служил, и пытался найти разгадку сомнению, неожиданно завладевшему им. Но не умел найти. И тогда он совершал то, что давало повод называть его благоде телем или, напротив, расточителем, «белою вороною», которой не место в приличном обществе: отсылал деньги в приюты или повышал расценки, а потом с любопытством ожидал, что скажут работные люди. Но те ча ще молчали, принимая это не то как должное, не то как очередной «каприз» хозяина, которому некуда девать деньги. Мефодий Игнатьевич думал, что он делает благо людям из сострада ния к ним. Но теперь-то он знает, что это не так, он старался помочь ра ботным людям намеренно, хотя в те минуты мысли его были совсем о другом. Вот в чем дело: намеренно!.. Из любопытства ли, из страха ли перед теми, кто унижаем им изо дня в день непосильной работою и да же просто своим безбедным существованием. Они с самого начала со стояли с ним в вечном конфликте, и он про это догадывался, но не хотел, чтобы его смутные чувствования шли дальше догадки. Он как бы само устранился от неприятного, и в такие минуты находил отдохновение в том, что разорял, делал ничтожными и жалкими тех, кто принадлежал к части мира, к которой принадлежал и он сам. Жалобы и стенания себе подобных он воспринимал с холодным равнодушием, изредка придумы вая себе какие-нибудь высокие оправдания, но чаще обходясь н без них: — Тля... Со мною небось никто так не поступит. Е!и те, ни эти... Кишка тонка! Это желание самоустраниться от неприятного в конце концов приве ло Мефодия Игнатьевича к тому, что он призвал к себе Иконникова и предложил ему место рядом с собою. Не день и не два он прислушивал ся к разговорам о новом приказчике Баргузинского прииска, поначалу удивлялся, а потом удивление сменилось интересом к человеку, которого вроде бы знал, но, как оказалось, не знал вовсе. Он не помнил, когда к этому вполне благопристойному интересу примешалось стремление с большею для себя выгодою использовать качества человеческой натуры, по сути низменные, а все ж, как думал, иной раз необходимые для ут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2