Сибирские огни, 1989, № 2
Россия в искании и в борении, во взыска нии Града Нездешнего... Пафос истории почиет не на тех, кто спокоен в знании истины, кто самодоволен и сыт, но на тре вожных духом» < , . . > «В мире как будто нет перемен < . . . > . кроме того, что в благоустроенном цивили зованном М'Нре более нет России < . . . > и в этом отсутствии — изменение. Ибо в своем особого рода «небытии» Россия в оп ределенном смысле становится идеологиче ским средоточием мира». «В переводе на язык реальности это зна чит, что на арене мировой истории высту пил новый, не игрэ'вший доселе руководя щей роли культурно-геО'графический мир. Напряженный взо'Р прозирает в будущее; не^ уходит ли к Востоку богиня Культуры, чей шатер столько веков был раскинут среди долин и холмов Европейского Запа да?.. Не уходит ли к голодным, холодным и страждущим?..». «Мы во власти предчувствия < . . . > И в этом предчувствии можно обрести источник самодовольства особого вида — самодо вольства страждущих. < . . . > П РЕДА ТЬ СЯ САМОДОВОЛЬСТВУ — ЗНАЧИТ ПО ГИБНУТЬ. Нельзя скрывать того, что счи таешь истиной. Но нельзя успокаиваться на предчувствии. НЕ КВИЕТИЗМО.М , НО ПОДВИГОМ СО ВЕРШ ЕНСТВО ВАНИЯ СОЗИДАЕТСЯ ИСТОРИЯ. КТО ВО ЗГО Р ДИТСЯ , ТОГО ПОКИДАЕТ БЛАГОДАТЬ ИСКАНИЯ. И НА САМОУВЕРЕННЫХ ПАДАЕТ П РОКЛЯТИ Е БЕСПЛОДНО -' СТИ ... Нет неизбежного. Есть возможное». «Только путем напряженного творчества, без боязни покаяться в ошибках и сознать ся в слабостях, только ценой непрерывных усилий, осуществляющихся в рамках от крытого воле «пластического мира»,— воз можное станет действительностью». Напи сано в 21 году. 2.6.34 ■ < ...> Квасной патриотизм, квасная религия уходят, и на смену этим отжив шим пугалам идет эра нового раьдостного строительства, осн 01 ва.нного на великом сот рудничестве народов, новое возрождение и очищение Заветов Великих Учителей. Рос сии суждено стать истинной матерью, а не мачехой народов, ее населяющих. Истин ный патриотизм и квасной патриотизм — два антипода. Одно понятие — В 1 мещаю- щее и потому растущее, другое — исклю чающее, сжимающее и потому умирающее. Законы во всем одинаковы. Не пришлось ли Вам слышать, что даже Знамя Мира, поднятое Николаем Констан тиновичем, есть явление антипатриотиче ское? Вы удивляетесь? Но это факт, ибо мы получили по этому поводу обличитель ное письмо. Кто-то усмотрел в этой вели кой мысли пренебрежение к задачам Ро дины. Н. К. обвинили в интернационализ ме, в ра 1 Виодушни к страданиям Родины. Пришлось ответить, привожу Вам выдерж ки, ибо это будет моим ответом квасному патриотизму, с которым и Ва.м приходится сталкиваться. «Лишь широкое построение в мировом масштабе, идущее от нацио нального гения, может поднять значение его Родины и ее положение среди других стран. Неужели сидящие у печки, проли вающие потоки сетований, хулы и кощун ства, могут помочь больше, нежели энер гия, приложенная на широкий подъем на ционального духа и пробуждения истинно го уважения и почитания Родины путем культурного строительства? Для каждого прочного построения нужен прежде всего мощный центр. Но центр, отражающий лишь узкий национализм, не может быть успешен при мировых построениях. Где та страна или даже большое дело, которое в наше время состояло бы из какой-либо одной национальности?» «И если кому-то кажется, что узкий на ционализм есть патриотизм, то он очень ошибается. И даже если на первых порах близорукие могут усмотреть в этом силу, то при дальнейшем развитии его он неми нуемо окажется саморазрушительным. < . . . > Истинный патриотизм не в шови низме, но в истинной бескорыстной любви к Родине, в уважении ко всему и ко всем народам, населяющим ее, обогащающим и возвышающим ее строительство! Истинная . мощь и красота страны заключаются имен но в многообразии при единой великой основе Родины. И тот есть истинный вождь, кто умеет выявить это единство во всем его многообразии. Узкий национализм Германии унизил ее, он же, вновь воскре шенный, может погубить ее. Чтобы понять смысл назревающих событий, мало читать газеты и вслушиваться в мнения политиче ских лидеров; можно даже сказать, что та кое осведомление чаще ведет к еще боль шему заблуждению, ибо сейчас человече ское мышление и все построение пред ставляют собой корабль без руля и без вет рил, носящийся среди хаоса разбушевав шихся стихий. Чтобы разобраться в соз давшемся хаосе, чтобы усмотреть направ ление, ведущее к спасению в великое буду- шее, и главное, узнать сроки, нужно об ладать высоким духовным прозрением и иметь Высшее Водительство или так назы ваемое Иеровдохновевие...» 12.12.84 Да, нет тяжелее креста, как родиться русским гением. Исполины русского искус ства, русской мысли всю жизнь пили отрав ленную чашу окорбите.чьной мелкой трав ли со стороны всех, кому не ленъ. Горькие слова Пушкина, вырвавшиеся в пароксиз ме мрачного отчаяния: «Черт угораздил меня родиться в России» по сей день не утеряли своей обличительной остроты и едкости, ибо мы снова и снова становимся свидетелями, как русский человек выиски- в.ает случай, как бы ему опорочить, уку сить, «гюддеть бы» другого русского же лишь потому, что он осмелился быть лучше его. < . . . > Том «Писем Махатм к Синнетту» выдер жал уже до двадцати изданий и, если не ошибаюсь, переведен на другие европей ские языки, конечно, за исключением рус ского. Ведь мы должны сидеть еще в кнн- дергартене. Не доросли мы до свободы мышления. Мы еще в мла.денчестве, и нам нужны заборчики и повода, так решают за нас наши духовные водители. Впро.чем, на ше самоедство лишь подтверждает эту не зрелость мысли. Но давно оказано, что не хулители от малого сознания будут строить новую страну, но здравый рассудок стоты сячных. Именно «Иван стотысячный спасет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2