Сибирские огни, 1989, № 2

- я . Г й я т о с л а в Н и к о л а еви ч Р е р и х , с п р а ш и в аю т ч у т ь ли не гое ж и вет в н ас то я щ ее в р е м я С в я т о с л а в ^°‘''‘^ТедитсГчитатель, понятие Ш амбалы в большей степени м а й Т и 1 ' Т .,! и е с к о Г э 1 о означает, что планетный *Л огос». хотя и име­ ет о п т д Л ^ ‘^^°^’ Лическое местопребывание и конкретных представителей в земных I апется и постигается на путях морально-этического совер- но эголь сльыслс идеи Е. И. Рерих близки п Т '^ ^ ’ ’^Ч^^плковского, который представлял освоение Космоса не толь­ ко линрПи^^^ а ^гтпи ип ован и я космических кораблей, но и как проникновение • " ''’ ш ж 1 7 7 , 7 7 т у “ ю п рос: е а ^ Ш м ш р у т о Я ш т человеческой е е о л т к е й . ночел!/ оад д о п у с к а е т в мире^стол^^ развитие природы и человечества — процесс ^ т е с т 7 е т ы й творческий; Ш амбала лишь направляет этот процесс, <^ообра- 31 , Ли к. I а - Л,е,г, людей Зад ач а Космических Иерархов не в том. чтобы вести по ж и ш и '^ т о н е т о к , по в воспитании свободного сообщества духовно прод­ винутых люде1 К о о тк ти р о вк у исторического процесса Ш амбала старается произ- вТстЛиспо^!оЛь незаметно; люди - не подопытные кролики, не .твари дрожащие», как гпкпгмт Мппиг НО млодшив братья и партнеры более продвинутых цивилиза­ ций Круто вмешивается Ш амбала в земные дела лишь в переломные эпохи челове­ чества Коо1Т^огое^^^^^ загрь/бнсна противодействием сил Черного братства, опирающегося на человеческое невежество. Это последнее, по мысли Елены Илп-иплиы 11 Является причиной всех наших бео. в этой связи ’мы выделили вторую группу писем (разделение писем на группы и названия групп - наши) о возможной катастрофе Земли и путях ее предотвраще­ ния. И опяп -таки для Е. И. Рерих, если так ая катастрофа и произойдет, то она не будет результатом действия каких-то потусторонних космических сил, закономерным итогом человеческого невежества и. в первую очередь, невежества той части чрловечества, которая считает себя мыслящей. Человечество, по мнению Елены Ивановны, замкнулось поцентризме. утеряло представление о своем назначении на Земле. Разорвало связи с Космосом, по существу, превратившись в своего рода раковое образование в Солнечной с и с т е ^ . Поэтому расширение сознания, установление контактов с Кос­ мической Иерархией — это сегодня не только задач а совершенствования человече­ ства. но и проблема его выживания на Земле. А установление космических контак­ тов Е. И. Рерих видела на путях Живой Этики, т. е. морально-этического возрожде­ ния людей. „ , Закономерна и постановка вопроса о стране, которой надлежит возглавить борь­ бу людей всего мира за лучшее будущее. Такой страной в письмах называется Россия. Это заявление было неожиданным для 30-х годов, да и сегодня озадачивает многих. Тем не менее, мысль о ведущей роли России настойчиво проводится через книги Учения и через письма Е. И. Рерих. При этом речь идет вовсе не только о русских, но обо всех народах, населяющих Россию, и не о России, навязывающей свои политические, экономические или иные доктрины, но о стране, принявшей на себя бремя мирового духовного водительства, ставшей магнитом для всех народов планеты, как пример морально-этического и духовного возрождения. Елена Иванов­ на не была одинока в своих предвидениях. Еще Гегель ук азал на развертывание духовного потенциала России в будущем. Известный немецкий философ начала X X в Шпенглер в своей нашумевшей книге «Закат Европы» н азвал европейский цикл культурного развития в основном законченным и объявил, что на Востоке занимается заря нового культурного цикла, который он н азвал «русско-сибирским». Конечно приятно тешить национальное самолюбие такими прогнозами, но Е. И. Рерих подходила к ним весьма трезво. Цитируя строки неизвестного автора о том, что богиня Культуры уходит с обихоженных европейских долин и холмов на Во­ сток, к «страждущим», она предостерегала против самодовольства, квиетизма и азиатчины. Расцвет России произойдет не в бездейственном ожидании, не в группо­ вых и национальных раздорах, но в единении борьбы и труда. В письмах немало говорится об опасности «узкого национализма». Именно он привел Германию к поражению в первой мировой войне и, «вновь возрожденный», может стать причиной катастрофы для этой страны. Сказано в 1937-м. Но еще большую опасность для России она видела в «русском самоедстве», в пренебрежи­ тельном отношении русских интеллигентов ко всему родному, что особенно любят разжигать в русских людях враги Света. «...Выздоровление в России начинается с пробуждения национального чувства перед Родиной»,— писала она. Может показаться, что в своей трактовке исторического процесса Е. И. Рерих более руководствуется интуицией, чем опытным знанием. Но это не так. Автор писем обнаруживает глубокое знание диалектики и различных философских си­ стем В одном из писем она говорит о том что в историческом становлении господ­ ствует не непреложность, но возможность, что Абсолютная Истина развертывает свой потенциал не по схеме абсолютной детерминированности, где «все действитель­ ное разумно», но в творческом процессе. История для Е. И. Рерих — всегда творче­ ство, где в каждый момент возможен выбор между разумом и неразумием или различными степенями обоих. Но когда исторический выбор сделан и, следователь- 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2