Сибирские огни, 1989, № 2
к сказанному Юрием Николаевичем добавим, что в экспедиции Елена Ивановна написала несколько книг, а ей в ту пору было уже далеко за сорок. После экспедиции Рерихи, как известно, поселились в Индии, где развернули разнообразную деятельность. Важным этапом «индийского» периода жизни Рерихов было создание института «Урусвати», названного так в честь Елены Ивановны. Этим именем, что означает в переводе с санскрита «свет утренней звезды », звали ее близкие и друзья. Она была утверждена почетным президентом института, который занимался проблемами ис тории, этнографии, биохимии, геомагнетизма, растениеводства, медицины и других наук, а среди его сотрудников были Луи де Бройль, Боз, Эйнштейн, Н. И. Вавилов. В 1941—1945 гг. деятельность Рерихов была в основном подчинена задачам по мощи борющейся Родине. Собирались денежные средства, создавались комитеты и общества поддержки Советского Союза. Юрий и Святослав Рерихи неоднократно обращались в советское посольство с просьбой направить их в ряды Красной Армии. После победы над фашизмом семья Рерихов задумала возвратиться на Родину. В хлопотах о ви зах Николай Константинович в 1947 г. скончался. Елена Иванов на с Юрием Николаевичем сделали еще одну попытку получить разрешение на въезд в СССР, а после отказа перебрались из Кулу в Калимпонг. Здесь 5 октября 1955 г. ее земной путь был завершен. Тело ее, как и тело муж а, по индийскому обычаю было кремировано, а на месте кремации установлена ступа — могильный памятник в виде полусферы, увенчанной шпилем, который ставят буддийским свя тым. Местные жители называли Е. И. Рерих воплощением белой Тары — высшего женского божества в буддизме. Два года спустя Ю. Н. Рерих вернулся на Родину, привез с собой около 400 жи вописных полотен отца и часть семейного архива. Часть живописной коллекции была передана Новосибирской картинной галерее. Сделать выборку из собрания писем Е. И. Рерих оказалось делом не простым. Трудность не только в том, что собрание обширно, а возможности журнальной публикации невелики. Причина еще и в том. что письма эти — живой организм. Ткань мысли в них плотна, идеи перетекают одна в другую или, наоборот, вступают в живое диалектическое противоречие: развитие мысли идет по спирали с нанизы ванием новых подробностей и разъяснений. А кроме того, за логикой рассуждений встает «Мир Огненный» высокий духовный настрой с его не всегда объяснимыми словесно импульсами сознанию. В этих условиях выбирать и сокращать — значит резать по живому. Но что делать? Заинтересовавшийся читатель непременно разы щет первоисточник, равнодушный закроет журнал и забудет. Создавая книги Мивои Этики. Е. И. Рерих не рассчитывала на равнодушных. Учение не нуждается ни в пропаганде, ни в навязывании, еще менее оно — предмет для любопытствую- щих. Поэтому задача нашей публикации скромна — привлечь внимание читателя к новой и, вместе тем, древней системе знаний, изложенной в книгах: «Зов» «Озарение», «Община». «Знаки Агни-Иоги», «Беспредельность» (2 ч ) «Иерархия», «Сердце», «Мир Огенный» (3 ч.), «Аум », «Братство». «Надземное» ьами ж е письма являются комментариями к этим книгам, в известном смысле на поминают соотношение Упанишад к Ведам, только в отличие от древних священных книг иноии новое Провозвестие и комментарии к нему написаны одной и той же рукой. Некоторые идеи, высказанные в письмах, могут показаться неожиданными и спорными, но людям, скорым на полемику, Е. И. Рерих советует не спешить, но постараться без предрассудков и суеверий вникнуть в Учение. Разумный совет ибо сколько р аз наука объявляла беспочвенными выдумками или мистическими мира жами целые классы явлений, но затем вновь и вновь вынуждена была обращаться к упрямым фактам, далеко не всегда «влезающим» в рамки существующих науч ных теории. Вспомним месмеризм, «экстрасенсорное лечение», явления телекинеза и парапсихологии, НЛО и полтергейство, С р ^ и самых капитальных и все еще непривычных для науки понятий Учение Агни-Иоги выдвигает понятие Иерархии Света, пронизывающей все мироздание. На нашей планете эта Иерархия явлена Шамбалой, легендарной страной гармонии и братства, укрытой в снегах Гималаев. ии и. Под разными названиями и помещенная на различных географических широтах страна эта фигурирует в сказаниях многих народов, например, страна Гипербореев у древних греков, Беловодье у русских. Довольно обширна литература о Шамбале- ® Шамбале даны в однотомнике сочинений Н. К. дней в «Сердце Азии»), а также в повестях В. М. Сидорова «Семь онеи в 1им алаях», «Рукопожатие на расстоянии», «Мост над потоком». К ак относится наука к факту существования Шамбалы? Западные ученые — как к мифу, в лучшем случае — как к гипотезе. Для неко- ■сорых ученых Востока существование Шамбалы — неоспоримый факт (см - Р Е Пубаев. «Пангеам Чжонсан». Новосибирск. 1981). В Лондоне даже выходит тйбет- скии периодический журнал «Ш амбала». с древних времен и по сию пору группы людей и отдельные смельчаки отправля ются на поиски таинственной страны. Случается, туристы, посещающие Бангалор 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2