Сибирские огни, 1989, № 2
ф о г о а р а ф н л " ь Г ^ С V р ' ^ Г о л г ^ ^ Т ' ! " б " е ф !^ г р а ф :р :е а г ~ :с Г Г п о ^ р о е а гъ ока избегала, хотя сама прекрасно владела и ск у с ством фотографии. времена, родные девушки заботились о ее замижеет^^^' й '!'«о всех отношениях ш арти и ». К недоумению близких, ес л и ^ е Л ° V И Рерих отк азал а сделавшему предложение молодому Л п Л Л л гпистя некоторое время, летом 1899 г„ произошло зна- к о м с т в п ? ^ '’^‘^% '" Т , и Николая Константиновича Рериха, молодого, но уже в имении Путятиных. Встречи продолжались в ПетербиогеЛ Л г ^ п Л я на сопротивление родни со стороны Голенищевых-Кутузо вы х н е аЛ ’ ^ным финансовым состоянием художника, молодые люди решили Л я зп т '’’'ЛЛ^сидьбы Срок свадьбы отодвинулся из-за смерти отца Николая кЛн с^ан1ТЛ 7Л ча^7 художника за границу для пополненця образования г Т ш т Х я 1901 г. в церкви Академии « « Васильевском . сеоем а » . . » . . . - - еСорок 1ет - не малый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены Многие бури и грозы. И препятствия обращались в возможности Посвя. щал я книги Елене жене моей, другине, спутнице, в д о х н о в и т е л ь н и ц е... Творили вместе, и недаром сказано, что произведение должно бы носить два имени ~ вТжное п р и 1ш 7 и Г 'в дальнейщем не только личная жизнь, но и разнообразная твор^Тская д1яТе!:Тость супругов слились, по существу, в единое творчество, вы- ^ °^ ’н 7 н а п е р в ь 7 ^ п о т ^ ^ направляющей силой в этом семейном союзе был все-таки н Х 1 7 й К ^ с т а н т ^ о в и ч . Он ввел Елену Ивановну в круг своих интересов а интересы его в ту пору были прикованы к истории, мифологии, зодчеству, ико нописи Двевней Р а с а Супруги объездили многие старинные русские города, рабо тали в т с т ы р я х . проводили археологические раскопки. Глубокие корневые связи выводили славян в Индию. Отсюда и вы зревал интерес к Востоку. Интевес этот пвоявляли и другие выдающиеся представители русской нктеллн- г е н ц ::Т в 7 с 7 о к 7 т 7 н Т л и с ь Пушкин и Лермонтов, о необходимости -^У-ения во сточных учений гововили Аксаковы , Хомяков. Константин Леонтьев, восточной ми- ф о л ^ гТ е^ Г н ^ р е^ ва!^ ^ ^ ^ софский опыт Востока осваивали Л. Толстой, а позднее Бунин Клюев силу отечественное востоковедение. Имена Тураева. Руднева. ского, Ольденбурга, Цыбикова составляли гордость русского и мирового востокове дения. Но академический подход не устраивал Рерихов, они мечтали постичь живои дух Востока. И дальнейшие скитания их по свету связаны именно с этим: они хо- тели открыть миру и. прежде всего. Родине живое сердце Азии, ее непреходящие духмныетЦенности.на г а к можно выразиться, стала постепенно выдвигаться фигира Елены Ивановны. ^ Когда она стала вдохновительницей семейной духовной задачи? Есть основание предполагать - после 1920 года, когда супруги встретились в Лондоне с представи телями Белого Братства (Шамбалы). Там были намечены основные вехи дальней шей деятельности семьи, там Николай Константинович и Елена Ивановна получили разъяснение, что русская революция является частью общемирового^ эволюционного переустройства. С этой поры такж е начинается создание книг ЛСивои Этики. В печати неоднократно сообщалось, что. написанные рукой Е. И. Рерих, книги эти публиковались без обозначения имени автора и являются, по существу. Провоз вестием Шамбалы, переданным через матерь Агни-Иоги,—- так названа в книгах Елена Ивановна. . , Заметим также, что ею написаны и опубликованы под различными псевдонима ми «Основы Буддизма», «Знамя преподобного Сергия» (о Сергии Радонежском), «Криптограммы Востока» — собрание апокрифических легенд о Будде, Иисусе Христе, Аполлонии Тианском, Сергии Радонежском и др. Ею ж е переведены с ан глийского «Чаш а Востока» (письма Махатмы ) и огромный двухтомный труд Е. П. Блаватской «Тайная доктрина». Ждет своего часа обширный архив, о котором мы ^^°Дауги7биографические сведения читатель найдет в литературе о Николае Кон стантиновиче. Остановимся лишь на периоде трансгималайской экспедиции, пред принятой семьей Рерихов в 20-е годы. Путь пролегал через высочайшие горы мира и пустынное плато Тибета. Шли в лютую стужу, ехали, испытывая кислородное голо дание. Участник экспедиции, 24-летний Юрий Николаевич Рерих, писал в путевых зам етках: «Шли 11 часов. Елена Ивановна даже поцеловала лошадку...» «Елена Ивановна едет, не слезая с коня, более 13 часов. Значит, так называемая усталость побеждается чем-то иным, более сильным». «Елена Ивановна все 10 дней на коне». «Елена Ивановна — первая русская женщина, проделавшая такой путь. А твопы азийские часто трудны — и узкие горные подъемы, и речные броды, и тре щины. и тарбаганьи норы. Ну, да и встречи с разбойными головами тоже не очень приятны. Но замечательно присутствие духа Елены Ивановны в самый опасный ч ас».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2