Сибирские огни, 1989, № 2
НАШИ ПЫБЛИНАЦИИ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ РОДИНЫ Письма Е. И. Рерих Э пистолярное наследство Елены Ивановны Рерих (1879—1955) огромно. Только опубликованные в 1940 году два тома писем, охватывающие временной проме жуток с 1929 по 1939 г., составили больше 50 п. л .* Активную же переписку Е. И. Рерих вела до последних дней жизни, и ее архив, хранящийся в Индии и в Советском Союзе, также содержит очень много писем. Европейские и американские адресаты их — это читатели и почитатели книг Учения — Живой Этики (Агни- Иоги), публикация которых к 1939 г. была в основном завершена. Среди корреспон дентов Елены Ивановны неизвестные представители различных групп и кружков Живой Этики, возникавших в ту пору во всем мире, а такж е лица весьма заметные (например, латышский поэт Рудзитис, секретарь Л. Толстого Булгаков, президент США Рузвельт, директор музея Н. Рериха в Нью-Йорке Фосдик). В переписке Е. И. Рерих раскрываются очень объемно черты мировоззрения автора, а сами письма яв.чяются важным дополнительным материалом к изучению книг Учения. Поскольку жизнь Елены Ивановны почти не освещена в литературе, сообщим некоторые биографические сведения. Родилась она 12 февраля 1879 г. в Петербурге. Отец ее — Иван Иванович Ш а пошников — архитектор, выпускник Академии художеств. Мать — Екатерина В а сильевна — принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых, первые сведения о которых восходят к ХШ в. и связаны с Новгородом, с периодом княже ния в нем Александра Невского. Среди наиболее известных родственников Е. И. Ре рих — ее прадед, полководец Отечественной войны 1812 г. князь М. И. Голенищев- Кутузов, поэт А. А. Голенищев-Кутузов, композитор М. П. Мусоргский. Род Голе нищевых-Кутузовых пересекался генеалогически с родами Толстых, Долгоруких, Глинки, Бакуниных. Елена Ивановна получила классическое образование, владела несколькими ино странными языками, училась в музыкальной школе при Петербургской консервато рии, выступала успешно с сольными концертами. Ей прочили большое музыкальное будущее. Одновременно рос в ней необычный для девушки тех лет интерес к фило софии, особенно — к восточной. Поначалу это была книги йога Рамачараки (амери канца Аткисона), а также романы Крыжановской о м агах а магическом искусстве, — так в ту пору называли некоторые группы явлений, ныне именуемых экстрасен сорными. Позже на письменном столе Е. И. Рерих появились серьезные книги по философии Востока — сочинения Рамакришны, Вивекананды, «Лам-рим чен-по» Цзонхавы. Вместе с тем она вела обычную для девушки ее круга светскую жизнь, подолгу гостила в семье тетки княгини Евдокии Васильевны Путятиной, принадлежавшей к высшим кругам петербургской знати, часто бывала на балах, приемах, праздниках. Вот портрет ее до замужества, нарисованный современницей; «Полная изящества, женственности, грации и какого-то внутреннего обаяния, она невольно притягивала к себе все взоры. У нее были роскошные светло-каштано вые, с золотым отливом волосы и пышная прическа по моде того времени; прелест ный небольшой ротик, жемчужные зубы и ямочки на щ еках; когда она улыбалась, а улыбалась она часто, все лицо ее освещалось теплом и лаской. Но что было самое притягательное в ее лице — это глаза, темно-карие, почти черные, миндалевидные, продолговатые, как бывают у испанок, но с другим выражением. Это были лучезар ные очи с длинными, как опахала, ресницами и необычайно мягким, теплым, излу чающим какое-то сияние взглядом. ...Любила наряды, всегда по последней моде одевалась, носила серьги, ожерелья, вообще драгоценные украшения. В ней было сильно развито чувство красоты, кото рое она всюду проявляла как своим внешним обликом, так и своим внутренним содержанием. ...На балах она мало танцевала, больше сидела где-нибудь в конце зала, окру- женнная толпой поклонников». • Письма Елены Рерих. Т. 1, 2. Рига. 1940. 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2