Сибирские огни, 1989, № 2
записках» так ая забывчивость может при вести к серьезным просчетам. Конечно, в книге есть неоспоримые досто инства и находки — например, необычный литературный пуантилизм, создающий це лое; попытка создать стереоскопическое изображение, рассм атривая одни и те же со'бытия одновременно с высоты птичьего полета и «лицом к лицу». Книга «Послед ний год Достоевского» поднимает наше представление о возможностях научной биографии писателя (ученого, мыслителя, художника и т. д.) ва более высокий со держательный уровень. Но именно поэтому в разговоре о ней необходимо не только отметить достоинства, но и рассмотреть не достатки. Не будем забы вать и об обяза тельствах, принятых и. Волгиным: долг и объективность... Начнем с источников. Явно избыточна в книге негативная ха рактеристика И. С. Тургенева в его взаим-о- отношениях с Достоевским. Соотнося, вместе с И Волгиным, «происходящее с кругом сознания Достоевского», мы не мо жем согласиться с моральным уничтожени ем Тургенева, которое осуществляется при этом * З а подобные «уничтожения» автор несет прямую ответственность. Хорошо, ес ли «Последний год Достоевского» в его се годняшнем виде прочтут исключительно искушенные читатели. А если среди них по падется хоть один «новичок», которьш Тургенева знает больше по школьным учеб никам литературы? Уверен, что в восприя- тие поэзии тургеневской прозы для такого челов.ека «Последним годом» будет добав лена изрядная ложка дегтя... Имеет ли на это право И. Волгин (здесь впору ставить вопрос шире — историк литературы )? Предвидя читательские упреки в необъ ективности, И. Волгин не без некоторой досады пишет во вступительном словец «Нужно ли разъяснять, что исторический анализ вовсе не игнорирует суждений субъективных и даж е пристрастных: они являются принадлежностью самой эпохи». Заметим по этому поводу, что читателю, видимо, не разъяснения нужны, но именно исторический анализ подобных суждений, коль уж автор счел необходимым воскре сить их в пашей памяти. Анализ, предпри нятый с определенной целью и с определен ных позиций, а вовсе не по принципу «за что купил, за то и продаю». Анализ, пред полагающий известную осторожность и, я бы сказал, даж е деликатность. И. Волгин прекрасно поиимает, что недостаток иссле довательской объективности грозит превра тить автора в адепта того лица, о котором он пишет. И нам дважды обещают, что не будут раздавать «всем сестрам по серь гам», что автора огорчило бы предположе ние, что в его книге наличествует «перекос» в пользу Достоевского и «яв.ное недобро желательство к Тургеневу». Нас призывают взглянуть на прошлое «изнутри». Но, при воягинском взгляде «изнутри», правды, как хотелось бы автору, не получается. Хо чется отойти от замочной скважины, сквозь которую рассматриваются взаимоотноше ния между писателями. Наивно полагаться • Пример показался заразительным П. Косенко, который, желая расправиться с К. Н. Леонтьевым и не имея иных аргументов, «к слову сказать» упоминает о его гомосексуализме, на незыблемый авторитет классиков. От В|Ведения в оборот новых пикантных под робностей из их жизни этот авторитет не станет более прочным. Я вовсе не боюсь за их репутацию, ню разве шпаине в мело чах не снижает замысел книги? Скрупулез ные подсчеты цветочков и вен-нов, которы ми увенчали (или не увенчали) Достоев ского и Тургенева, констатация числа по клонов, на которые публика вы зы вала писателей,— неужели это и есть дань их памяти или, может быть, объективность в изображении действительности? А едкие замечания Достоевского в адрес Тургенева, что «старичок-то пришепетывает»... Зачем? Ка.к это работает на концепцию автора? Неужели такие цитаты могут составить ис следовательскую гордость человека, впер вые их опубликовавшего? Не каж ется ли И. Волгину, что многие из «открытий», сде ланных в книге, его нредшественниюи «не сделали» только потому, что оберегали «эс тетическое целомудрие» (по выражению самого И. Волгина) читателя?.. В «Последнем годе Достоевского», унич тож ая литературных противников писателя, можно было бы и о Л . Н. Толстом набрать столь же большое число враждебных вы сказываний. Можно, да, оказывается, нель зя: ведь Достоевский и Толстой не только не враждовали, но, напротив, тяготели друг к другу, мечтали встретиться... К а кой уж тут негатив! В главах, где речь идет о Достоевском и Толстом (17, 18, 19), соот носятся не только идеологические установ ки великих писателей, но и нравственные. С необыкновенным тактом пишет И. Вол гин о жизни писателей в их семьях, об от ношениях с детьми. Страницы, посвящен ные Достоевскому и Толстому, читаешь без вьиутреннего сопротивления, ва одном ды хании. Должно быть, потому, что здесь нет смрадного дыхания сплетни... Вот и полу чилась, как ни отказывался от этого автор, раздача «всем сестрам по серьгам». Только одни «сестры» у него (Лев Толстой, напри мер) — любимые, а другие — совсем даж е наоборот. В этом отношении П. Косенко, говоря о «враж де между писателями», более споко ен, а значит, и более убедителен, чем И. Волгин. «Каждый из противников,— пи шет П. Косенко,— хотел счастья родной стране и ее народу и хорошо видел, как они далеки от него. Дорогу же к счастью каждый предлагал свою и считал ее един ственной. Поэтому и не могло быть мира между ними». Но — будем «широки». Выше речь шла об отношениях Достоевского с его совре менниками. Поймем, как легко в стремлении к объективности, особенно если речь идет об одном человеке, стать защитником ис- к.чючительно его интересов. Но как обстоит дело с самим Достоевским? Каким препод носит нам И. Волгин великого писателя? Когда читатель оказывается с Достоев ским среди людей, его современников., он вынужден смотреть на писателя глазами этих людей, слушать их, в основном, не- Д'Оброжелателън'Ые голоса. И, хотя автор в большинстве случаев дает свой комментарий и разъясняет нам, например, что в столкно вениях Достоевского с «либеральными про- фессор.ами 70-х годов» есть «что-то проро ческое»,— обилие цитат, откровенно оскорб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2