Сибирские огни, 1989, № 2
ледний год Достоевского» — книга слишком значительная, чтобы М'ожно было не учиты вать сам факт ее существования. Д ум ается, что именно И. Волгин и его книга — то, что заставило стрелку литературного компаса П. Косенко зад рож ать и у к азать автору «НеэвклйДО’Вых параллелей» дорогу не сколько в сторону от пути, по нотороМ|у он шел свыше 20 лет. Поэтому пора остановиться на «Послед нем годе Достоевского» и попытаться по дробно рассмотреть ее. Это тем более в аж но, что книга И. В'олгина является вехой определенного этан а существования ж анра исторической биографии. Современный читатель легко отличит художественный текст от научного и д аж е о т научно-популя.рно'го. Приступая к чте нию художественной или научной книги, он рассчитывает на вполне определенный результат. Чтение художественной литера туры предполагает, преимущественно, нрав ственно-эстетические впечатления. От науч ной книги читатель ждет, в первую очередь, информативности (определенная схем а д а ется здесь умышленно). Но как быть читателю, если автор возво дит свое произведение на граня между на учной и художественной литературой? Ч то такое, например, «исторические записки» жанр, четко обозначенный И. Волгиным для его книги «Последний год Достоевско го»? Оглавление книги и беглое знаком ство с текстом покажет читателю, что книга дей ствительно напоминает собрание записок. Три части распадаю тся на двадц ать одну главу и около двухсот главок. В них при влекают броские, интригующие заголовки и крохотные размеры — 1— 2 страницы тек ста. И. Волгин, автор книги «Достоевский- журналист», в своей новой работе д ает чи тателю возможность почувствовать вкус краткого репортажа, основанного на собы тиях «сиюминутной действительности». В авторском вступлении И. Волгин обещ ает вести рассказ, основанный на неизвестных читателю источниках (большей частью это публикации в старой периодике), предельно объективно. Книгой «Последний год Д осто евского» автор хотел бы ввести свою часть морального долга перед памятью писателя. Что ж, такая позиция предполагает особый тон разговора: раз есть долг, значит, есть личность пишущего, его сопричастность к той действительности и к тем людям, ко торых он стремится изобразить. Значит, читатель вправе ожидать, что непонятный жанр, казалось бы, ориентированный на дробность — исторические записки, не только вы зовет познавательный интерес, но и произведет определенное эстетическое впечатление. Не только ж е тема (события последнего года жизни писателя) обтеди- , няет такую массу записок... Принцип построения единства достаточно интересен. В тексте много мельчайших частностей. Все идет в дело: случайно бро шенная реплика, строка из документа, дневниковая запись и д аж е меню из ресто рана. В живописи так работаю т импрессио нисты, множеством точечных м азков созда в ая ощущение движущегося, струящегося пространства. Так устроен (более грубо) калейдоскоп. Поверни его вокруг своей о си— ком'бинация цветных камешков д аст цельную комцозяцию. «В х о д я » в книгу, читатель понимает: не смотря на внешнюю завлекательность, лег кого чтения не будет. Будет движение сквозь силовое поле, которое создает сам подбор м атериала в его внутренних и по рой неожиданных сцеплениях. Мы попада ем в мир голосов, суждений то поддержи вающих друг друга, то противоречивых. К аждый ф акт должен получить подтверж дение «при перекрестном допросе свидете лей» — иначе он не принимается на веру. Движение к последнему году писателя дано через осмысление им процессов, про исходивших в России на рубеж е 1880-х го дов — в «Дневнике писателя», записных книжках, письмах, устных высказываниях, которые сохранили современники Д остоев ского. В «последний год» влючаются собы тия, происходившие четыре, три, два года н азад — «дело Кронеберга» (1876), про цесс над Верой Засулич (1878); использу ются' носпом'инавия о Достоевском 1860— 1870 годов. В от глава пятая — «Три вечера в м арте». Вся она — отступление в 1879 год. Р ас см атривая историю сложных взаимоотно шений Достоевского и И. С. Тургенева, автор д ает читателям понять, что причиной «вр аж ды » между ними была не просто разность характеров, но, в первую очередь, принципиальная несовместимость их идео логических установок. Тургенева — либера л а западнического толка — не мог перено сить Достоевский, чья идеология представ л яла (по выражению И. Волгина) «единый идейный парадокс». В изображении И. Волгина Достоевский к аж ется глубже, духовнее Тургенева и, в то ж е время, рядом с Тургеневым, «чисто кровным русским барином», «м астером вы сокомерия» (И . Волгин приводит слова современников писателя), Достоевский вы глядит чрезмерно нервным, трудным в об щении, неудобным гостем,— он всегда и при любых обстоятельствах оставался с а мим собой. Д а что Тургенев,— их связы в ал а с Достоевским враж д а, вспыхнувшая ещ е в молод'ости,— Достоевского не люби ли, «за малым>и исключениями, почти все собратья его по литературе». Чутко ул ав ли вая отношение к себе, Достоевский не мог удерж аться от внешне беспричинных вспышек, которые возникали то на званом «литературном» обеде, то в ином «литера турном» доме. Достоевский вы зы вает сострадание и от ветную любовь. Лю бовь, несмотря на от сутствие у него «ж еста», на свою незащи щенность (а может быть, именно поэто м у ). Любовь, потому что среди русских писателей, пожалуй, не назовешь другого, который бы так мечтал о всечеловеческом братстве, так страстно, до самозабвения, любил человека и людей. Достоевский в книге И. Волгина — жи вой человек, со своим «портретом поведе ния». Личность художника рассм атривается автором не на историческом фоне, а как бы сквозь него. Создается так называемый эффект присутствия, достичь которого не легко,— для этого пишущему требуется доскональное звание м атериала. И. Волгин обл-адает таким зиянием. Но, глядя сквозь призму, он порой забы вает о необходимой поправке на искажение. В «исторических
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2