Сибирские огни, 1989, № 2
довы параллели. Хроника нескольких лет жвзии Ф . М. Достоевского и некоторых его совремеииииов» (Алма-Ата, «Ж аэушы », 1988). Автор стрем^игся «ожи вить» людеьц о которых рассказы вает в более свободной мндаре, нежели С. Бе.чов. Но «легкости» добивается ие за счет беллетризации текста или нарочитой попытки уйти от наукооб разности языка. Читая книги П. Косенко, ощущаешь постоянное присутствие иссле д ователя. Его спокойное, и в то ж е время взволнонанное, рнсоказы ванне о живни Достоевского и Анны Григорьевны во вьремя их ггервого путешествия за границу распсь л агает к себе большой теплотой и личной заивтересованн'остью. Говоря об Анне Гри горьевне и ее взаимоотнюшеииях с мужем, П. Косенко удается создать более объем ный образ жены писателя. Он прекрасно понимает, что жизнь Д остоевского — это и жизнь самого близкого ему человека. Автор смотрит на Достоевских с несколько при земленной, житейской точки зрения, снимая с их судьбы иа!Носво 1 Й глянец. Если С. Белов В' оценках Анны Грнгорь- еяеы прибегает в основном к превосходной степени, то в характеристиках П. Косенко мера объективности эвачительво выше. Он не стесняется привести ряд снижающих ее образ примеров. Снижающих и — в то ж е время — делающих ее ближе, понятнее нам, читателям ко 1 Н 1 ца XX века. «Н е в осуж дение это го®ор 1 Ится,— пишет П . Косенко в первой книге,— а в гю'пытке лучше понять ее, ибо, как жена Достоевсого, спутница и помощница его в период наивысшего взле та его гения, и она ведь оьбречеиа на бес смертие». «Я не скрываю сложности ее ха рактера,— продолжает автор во второй кни ге,— а такж е ее порой не совсем хрестома тийных слов и поступков, но я глубоко уваж аю ее и часто любуюсь ею — и стар а юсь, чтобы читатели разделили со мной это отво 1 шевие к ней.» Порой в оценке П. Косенко звучит резкое для , нашего слуха слово; Анна Григорьевна «привлекательна в своей безгр.аничной пре- даииости мужу,— пишет он— как она в письмах ластится к нему, как трогательна и самоотверженна в заботах о детях, о до ме,— и какая при этом мещ аночка!» Не пытаясь от себя аргументировать такую характеристику Анны Григорьевны, автор ссылается на А. Платонова, в рассказе «Ф р о » упомянувшем о мещанках как о «хороших женщинах». «Велнкой женой» Достоевскую нет-нет да и наа.о 0 ет кто- нибудь из наш.их мюрзльно-этичников,— пишет П. Косенко.— Буду рад, если мои книги помю^гут разбить в сознании читателей этот пряничный стереотип. Анна Григорь евна слишком живой, своеобразный и ин тересный человек,-чтобы позволить ее так нещадно эксплуатировать». Заметим, что привлечение П. Косенко со временного материала, цитирование или упоминание А. Платонова, Я. Гашека, С. Цвейга, В. Брюсова, Н. Асеев.а, Л . Лео нова представляются удачным способом наведения мостов между прошлым и насто ящим. Э то не только приближает нас к до вольно уж е отдадаввой эпохе, ню позволя ет «рядовому» читателю поьгувствонать себя в одном ряду с «великими» читателями Достоевского, а кроме того, помогает, выра ботать чувство меры в оценке как биогра фии, так и творчества писателя, попытать* ся правильно вы брать точку эревия и опре делить дистанцию, с которой наиболее вид ны и сильные, и слабые стороны книги. Автор удачно разруш ает не только пред- ставшения-ствреотипы о жиэнн писателя как о чем-то высоком и непостижимом простому смертному, но и о биографии как жанре несколько парадном. Однако уста новленную им самим планку П. Косекко удается д ерж ать не всегда. То и дело он опускается до заигры ва 1 ния с читателем, назы вая, например, в разговоре о прошлом столетии телевизор «ящиком», а людей старш его поколения «предками». Возм ож но, таким манером автор пытается показать читателю, что он « св.ой парень», так ска зать, «человек из простого н арода»?.. К та кому В.ЫВОДУ склоняет нас сам стиль книг П. Косенко и его установка на изображ е ние Достоевского в быту, причем подчеркну, с житейской точки зрения. Главный способ разрушить стереотип — это показать вели кого челов 10 ка одним из нас. «Великий че- ло'век В' повседневной жизни был во М 1 НО- гом похож на нас, порой ошибался, как мы ошибаемся, им'бл слабости, как имеем их М 1 Ы,— пишет П. Косенко.— Так почему же ОН чувствовал, мыслил, действовал, творил по-иному, как мы не можем? А мы действи тельно не можем? Или не хотим? Если он так похож на нас в быту, то постараемся быть похожими на него в области чувства, мысли, действия. Ну, его вершин нам, по нятно, не достичь, но на.верно мы станем при таком стара.нии умнее, честнее, лучше.» Можно было бы только привстствьоваьгь подобную установку, если бы при ее вопло щении исследов.атель не заходил порой слишком далеко. Демонстрируя свой дем'О- кратизм и в авторской позиции, и в обосно вании зад ач книги, П. Косенко в то ж е время обозначает существующую между ним и читателем дистанцию. Именно этим можно объяснить лишние, с усилием вправ ленные в текст словечки, вроде «апперцеп ции», «сервилизме» и т . п. В то же В 1 р е м я , когда автор забьш ает о себе, а с любовью пишет о Достоевсмом,— тогда биографиче- сное повествов'ание начинает звучать све жо, неожиданно, по-новому. Согласитесь, не вдруг представится нам Достоевский стреляющим В тире. Или, скажем, танцую щим. И невольно вздрогнешь от неожидан ного вопроса, каким могло быть впечатле ние Достоевского... от просмотра фильма Клода Лелюша «Жить, чтобы ж и ть»... Т а кие страницы у П. Косенко дорож е многих других. Книги, о которых идет речь, имеют подза головки «Хроника нескольких лет жизни Федора Михайловича Достоевского». Обе хроники выдержаны с точностью, присущей избранному жанру, абсолютно лишены ску пой педантичности некоторых исследований, моментально сужающей круг их читателей до избранного ряда узких специалистов. Читатели смогут по этим книгам получить представление не только о том, как ова бы ла последовательность событий жизни писа- тея, но и увидеть Д остоевского человеком среди людей. Большим достоинством является и то, что в книгах четко прослежены творческие планы Достоев'ского, их зарождение, разви тие, воплощение. В то же время, говоря о проблематике проиэв 1 едений писателя в ии-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2