Сибирские огни, 1989, № 2

довы параллели. Хроника нескольких лет жвзии Ф . М. Достоевского и некоторых его совремеииииов» (Алма-Ата, «Ж аэушы », 1988). Автор стрем^игся «ожи вить» людеьц о которых рассказы вает в более свободной мндаре, нежели С. Бе.чов. Но «легкости» добивается ие за счет беллетризации текста или нарочитой попытки уйти от наукооб­ разности языка. Читая книги П. Косенко, ощущаешь постоянное присутствие иссле­ д ователя. Его спокойное, и в то ж е время взволнонанное, рнсоказы ванне о живни Достоевского и Анны Григорьевны во вьремя их ггервого путешествия за границу распсь л агает к себе большой теплотой и личной заивтересованн'остью. Говоря об Анне Гри­ горьевне и ее взаимоотнюшеииях с мужем, П. Косенко удается создать более объем­ ный образ жены писателя. Он прекрасно понимает, что жизнь Д остоевского — это и жизнь самого близкого ему человека. Автор смотрит на Достоевских с несколько при­ земленной, житейской точки зрения, снимая с их судьбы иа!Носво 1 Й глянец. Если С. Белов В' оценках Анны Грнгорь- еяеы прибегает в основном к превосходной степени, то в характеристиках П. Косенко мера объективности эвачительво выше. Он не стесняется привести ряд снижающих ее образ примеров. Снижающих и — в то ж е время — делающих ее ближе, понятнее нам, читателям ко 1 Н 1 ца XX века. «Н е в осуж ­ дение это го®ор 1 Ится,— пишет П . Косенко в первой книге,— а в гю'пытке лучше понять ее, ибо, как жена Достоевсого, спутница и помощница его в период наивысшего взле­ та его гения, и она ведь оьбречеиа на бес­ смертие». «Я не скрываю сложности ее ха­ рактера,— продолжает автор во второй кни­ ге,— а такж е ее порой не совсем хрестома­ тийных слов и поступков, но я глубоко уваж аю ее и часто любуюсь ею — и стар а­ юсь, чтобы читатели разделили со мной это отво 1 шевие к ней.» Порой в оценке П. Косенко звучит резкое для , нашего слуха слово; Анна Григорьевна «привлекательна в своей безгр.аничной пре- даииости мужу,— пишет он— как она в письмах ластится к нему, как трогательна и самоотверженна в заботах о детях, о до­ ме,— и какая при этом мещ аночка!» Не пытаясь от себя аргументировать такую характеристику Анны Григорьевны, автор ссылается на А. Платонова, в рассказе «Ф р о » упомянувшем о мещанках как о «хороших женщинах». «Велнкой женой» Достоевскую нет-нет да и наа.о 0 ет кто- нибудь из наш.их мюрзльно-этичников,— пишет П. Косенко.— Буду рад, если мои книги помю^гут разбить в сознании читателей этот пряничный стереотип. Анна Григорь­ евна слишком живой, своеобразный и ин­ тересный человек,-чтобы позволить ее так нещадно эксплуатировать». Заметим, что привлечение П. Косенко со­ временного материала, цитирование или упоминание А. Платонова, Я. Гашека, С. Цвейга, В. Брюсова, Н. Асеев.а, Л . Лео­ нова представляются удачным способом наведения мостов между прошлым и насто­ ящим. Э то не только приближает нас к до­ вольно уж е отдадаввой эпохе, ню позволя­ ет «рядовому» читателю поьгувствонать себя в одном ряду с «великими» читателями Достоевского, а кроме того, помогает, выра­ ботать чувство меры в оценке как биогра­ фии, так и творчества писателя, попытать* ся правильно вы брать точку эревия и опре­ делить дистанцию, с которой наиболее вид­ ны и сильные, и слабые стороны книги. Автор удачно разруш ает не только пред- ставшения-ствреотипы о жиэнн писателя как о чем-то высоком и непостижимом простому смертному, но и о биографии как жанре несколько парадном. Однако уста­ новленную им самим планку П. Косекко удается д ерж ать не всегда. То и дело он опускается до заигры ва 1 ния с читателем, назы вая, например, в разговоре о прошлом столетии телевизор «ящиком», а людей старш его поколения «предками». Возм ож ­ но, таким манером автор пытается показать читателю, что он « св.ой парень», так ска­ зать, «человек из простого н арода»?.. К та­ кому В.ЫВОДУ склоняет нас сам стиль книг П. Косенко и его установка на изображ е­ ние Достоевского в быту, причем подчеркну, с житейской точки зрения. Главный способ разрушить стереотип — это показать вели­ кого челов 10 ка одним из нас. «Великий че- ло'век В' повседневной жизни был во М 1 НО- гом похож на нас, порой ошибался, как мы ошибаемся, им'бл слабости, как имеем их М 1 Ы,— пишет П. Косенко.— Так почему же ОН чувствовал, мыслил, действовал, творил по-иному, как мы не можем? А мы действи­ тельно не можем? Или не хотим? Если он так похож на нас в быту, то постараемся быть похожими на него в области чувства, мысли, действия. Ну, его вершин нам, по­ нятно, не достичь, но на.верно мы станем при таком стара.нии умнее, честнее, лучше.» Можно было бы только привстствьоваьгь подобную установку, если бы при ее вопло­ щении исследов.атель не заходил порой слишком далеко. Демонстрируя свой дем'О- кратизм и в авторской позиции, и в обосно­ вании зад ач книги, П. Косенко в то ж е время обозначает существующую между ним и читателем дистанцию. Именно этим можно объяснить лишние, с усилием вправ­ ленные в текст словечки, вроде «апперцеп­ ции», «сервилизме» и т . п. В то же В 1 р е м я , когда автор забьш ает о себе, а с любовью пишет о Достоевсмом,— тогда биографиче- сное повествов'ание начинает звучать све­ жо, неожиданно, по-новому. Согласитесь, не вдруг представится нам Достоевский стреляющим В тире. Или, скажем, танцую­ щим. И невольно вздрогнешь от неожидан­ ного вопроса, каким могло быть впечатле­ ние Достоевского... от просмотра фильма Клода Лелюша «Жить, чтобы ж и ть»... Т а­ кие страницы у П. Косенко дорож е многих других. Книги, о которых идет речь, имеют подза­ головки «Хроника нескольких лет жизни Федора Михайловича Достоевского». Обе хроники выдержаны с точностью, присущей избранному жанру, абсолютно лишены ску­ пой педантичности некоторых исследований, моментально сужающей круг их читателей до избранного ряда узких специалистов. Читатели смогут по этим книгам получить представление не только о том, как ова бы­ ла последовательность событий жизни писа- тея, но и увидеть Д остоевского человеком среди людей. Большим достоинством является и то, что в книгах четко прослежены творческие планы Достоев'ского, их зарождение, разви­ тие, воплощение. В то же время, говоря о проблематике проиэв 1 едений писателя в ии-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2