Сибирские огни, 1989, № 2
КРИТИК.А ЛИТЕРАТЫРОВЕДЕНИЕ Виктор ВАЙНЕРМАН ПОСТИГАЯ ИСКУССТВО РЕТРОСПЕКЦИИ В последние годы создан ряд биогра фий Ф. М. Достоевского., каж д ая из которых — своеобразный взгляд на творческий путь писателя. Судьба художника, чьи герои живут В' пе 1 ревр 1 ести,и прицельного огня взаимоис ключающих идей, балансируют на гр.аии гениальности и безумия, св!Ятости и грехо падения, вечного и преходящего, самоотре чения и предательства,— такая творческая судьба, иак и вся жизнь Достоевского, при- В 1 лекают пристальнейший интерес читате лей. Биография Достоевского — как науч ное целое — все еще не осмыслена, и ПОЭТО.МУ со.В 1 ременеые биографы писателя идут от общ его к частному, углубляются в проблемы, казалось бы, незначительные. Объектом их внимания стаяо.В 1 ятся несколь ко лет из жизни Достоевского., его «послед- Н'ий год». Особое внимание привлекают лю ди -из окружения Достоевского, близише ему, например, «жена писателя» (кавычки в тексте проставлены не случайно: ведь именно эти сл 01 В>а вынесены В' заголовки книг, о которых пойдет речь). Но удиви- тел ьвьм образом несколько фактов, св.яэан- Н1ЫХ с Я 1 еб 01 льшим периодом из ж.изни, или новые св 1 еаен 1 ия о взаим-оотношениях писа теля с окружавшими его людьми высвечива ют весь его твю 1 рчесиий путь, позволяют увидеть то, что при лобовом зрении заме тить Я 1 е'возмо.жно. Иными словами, между биографиями, юоФ 01 рые создаются сейчас, и теми, что создавались раньше, так ая же разница, как между стереоскопическим изо бражением и обычным, кз'к между голо- гра 1 М|Мой и простой фотографией. Но дело здесь д аж е не в техническом приеме и, мо- ж.ет быть, не стол.ько в нем, сксылько' в принципиально ином авторском отношении к личности челотека, чья судьба Я'вилась объекто.м исследования. Бот, например, книга С. Б. Белова «Ж ена писателя. Последаня любовь Ф. М. Досто евского» (М., «Сов. Россия», 1986). Это первое иссле'доваиие о человеке, который явился в бумвашьном смысле «до>брым ге нием» для писателя. Действительно, Айна Григорьевна Сшггнияа, будучи почти на четверть века младше своего м.ужа, сумела, проявляя при этом незаурядной силы ха рактер, обеспечить ему 14 лет пло.дотворной твор.ческой работы, оградить от всевтомож- ных житейских неурядиц, сделать Федора МихайлО'Вича счастливым супругом и от цом. С. Белов собрал по крупицам пра.ктиче- сии все, что можно найти в редких издани ях и архив-охранилищах об этой удивитель ной женщине, рассказал не только о ее семье, определившей воспитание будущей жены писателя, но и о той большой дея тельности, связанной с изданием книг Дос тоевского и пропагандой его литературного наследия, которая развернулась после его смерти и продолжалась — ни М'ного ни м.а- ло — 37 лет. Говоря о.б Анне Григорьевне, С. Белов использует самые высо 1 Кие слО'ва: «жизнь- подвиг», «верный р.ыцарь на страж е лите ратурного труда Достоевского», «.несгиба емое муж ество». Ж ена писателя характе ризуется как «великодушная», «незлопа мятная», «благородна-я». Она «ради Досто евского забы вает и все свои обиды, и все свои горести». (Замечу, что патетика, к а жущ аяся иногда излишней, свойственна М 1 Н 0 ГИМ биографическим книгам о писателе.) К ак видим, образ очень возвышенный, приподнятый над обыденностью. Я бы да же сказал, несколько парадный. Но ведь сам а Анна Гр 1 Ипорьев!на гаворила о своем муже, что «не только богом» он был для нее, « 0 « был и человеком, во многом с обычными человеческими чертами и недос татками. Не всегда же он бывал велик! Часто, очень часто это был ребенок, боль ной, требовательный, капризный, неприспо- соблеиный к жизни». Дум ается, что в. не меньшей степени и са.ма Анна Григоръевиа была человетом с «обычны'ми человечески ми чертам.и и недостатками». Человеческой ее многозначности как раз и не хватает мне как читателю в книге С. Бело 1 ва. Б этом смысле выгодно отличаются кнн- пи П. П. Косенко «Жизнь для жизни. Хро ника иеомольвиж лет Ф . М. Достоевского» (Алма-Ата, «Ж азуш ы », 1986) и «Неэвкли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2