Сибирские огни, 1989, № 2
ном, особенно тогда, когда производятся вроде бы невинные манипуляции с тетсста- ми постановлений, влияющих на судьбы страны. Пр'изнаьось, что меня к слабакам не от несешь, но рвет и сжим ает се:рдце боль, когда при таком вот положении в экономи ке, с верой в перестройку слышишь или чи таешь безответственные, пошлые рассужде ния некоторых «ведущих генералов» ве домств и науки, что это продлится двв-три года, что это «нормальное явление»... Где мы окажемся за эти два-три года, если не медленно не снимем назревшие проблемы, решение которых известно? 4. В ЧЕМ ЖЕ СУТЫ В том, что существенно необходимое зве но Закона о предприятии — совместно «верхом » и «низом» определять основопо лагающие планово-нормативные показатели, регулирующие экономические отношения трудовых коллективов с государством, вза- имте увязывающие личные, коллективные и общественные интересы,— снова было вы рвано ведомственно-хозяйственной бюро кратией и у политического руководства страны, и у народа. Трудовым коллективам опять осталось только право... бороться за свое право. Думаю , что это хорошо пони мают они сами. М. Куравлев из Кемерова пишет: «...рабочим фактически дано только право, но не реальная возможность быть хозяином на предприятии» («И звестия» за 7 января 1988 года). Если немедленно в Закон не внести по правки, то с высоким уровнем точности можно спрогнозировать, что у него будет перспектива «Положения-65»: останься фи говым листком перестройки, пустой бумаж кой. А у новой перестройки — судьба ре формы середины 60-х и начала 70-х годов. Кстати, это не первая победа бюрократии в процессе перестройки. Первой ее ж ерт вой пал Закон о трудовых коллективах, торжественно принятый в 1983 году. Поче му он не действовал? Думаю , только пото му, что в этом хорошем по уровню разра ботки документе, расширяющем демократи ческие права трудящихся в управлении и самоуправлении, нет одного. Пункта о том, кто п е р с о н а л ь н о п о д о л ж н о с т и должен организовать, нести ответственность за применение Закона в жизни — секре тарь партком'З, директор или председатель профкома предприятия. Не определено было «всего-навсего» лицо, которое первым долж но говорить «а ». Зато мы читали о роля масс и личности в история, ссылаемся на ленинское: «Обсуждение — сообща, а от ветственность — единолична» (ПСС, т. 44, с. 165). Другими словами, трудящийся —- насто ящий совладелец общественных средств производства, сохозяин — фактически ока зался выброшенным из процесса перестрой ки как активная социальная сила, остался просто наемным работником на предприя тии, государственном синдикате, д аж е без права «рядиться» об условиях найма. Чтобы на деле реализовать общенарод- ность собственности, нужно «всего-навсего» совместно, по договору определять осново полагающие планово-нормативные показа теля, регулирующие экономические отноше ния трудовых коллективов (и их членов внутри них) с государством — его предста вителями в лице органов управления, взаимно увязывающие личные, коллектив ные и общественные интересы. Без такого согласованного и подписанного сторонами договора действия «верха» не должны быть правомерными и законными. Реализация этого положения, завоеванного народом еще в октябре 1917 года, позволила бы тог да всерьез, де-факто вести речь о «сохозя ине» предприятия, находящегося в общена родной собственности, о «совладельце» предприятия. Реализовать это «простое» положение пра 1 ктически не так просто, особенно с по зиций ведомственно-бюро.кр атического мышления. К то же это будет «рядиться» с каждым трудовым коллективО'М страны? И сколько нужно будет работников аппарата, чтобы сделать все это вовремя? Примерно так рассуждаю т представители «верха» по этому вопросу. И делают «прощ е»: без особых угрызений совести доводят норма тивы, госзаказы , лимиты и т. д. до пред приятий «от достигнутого». Пагубность та кой «простоты» известна: она привела нас к застою . Простое же решение этой проб лемы возможно, но с позиций нового под хода, новой идеологии, провозглашенной пе рестройкой. Нужно «всего-навсего» дове рить «планомерно-сознательную» разработ ку всех экономических нормативов пред приятий, объемов их производства и реали зации продукции, прибыли и других пока зателей самим трудовым коллективам — совладельцам общенародной собственно сти, а конкретно — Советам трудовых нол- лективов предприятий. А чтобы эти «нера зумные» не «нашалили», необходимо разра ботать, опять ж е «по договору», всенарод ным обсуждением -— научно-методические правила разработки таких показателей («За.кон о планировании и регулировании производства»). Предусмотреть систему выборочной проверки расчетов предприятий и серьезные штрафы при нарушении мето дики — до 5— 10 -кратного размера выявлен ного для общества ущерба — за счет фон да заработной платы трудового коллектива: право взаимной проверки расчетов Совета ми трудовых коллективов, связанных меж ду собой предприятий. Наконец, право предприятий реализовывать свою продук цию по более низким ценам, чем это будет установжно, государством, в целях разви тия действительного экономического сорев нования за эффектив 1 Н 0 сть, за покупателя на базе лучшей организации труда и производ- стви. Призывы отдельных эконо'мистов дать «свободу» рыночным, товарно-денежным отношениям в конце XX века, когда эконо мика капиталистических государств просто пронизана системами «сознательно-плано мерного» государственно-монополистиче ского регулирования стихийного действия закона стоимости, наивны. Здесь достаточно привести лишь один пример. Правительство США, спасая своих фермеров от свободного (стихийного) действия закона стоимости — от разо'рения, по «Закону о продовольствии и сельском хозяйстве 1977 г.», выделило им в 1978— 1982 гг. 54,3 млн. долларов (Проб лемы управления агропромышленной инте-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2