Сибирские огни, 1989, № 2
контрольных цифр...») норматив на гектар соизмеримых сельхозугодий равен 311,1 руб. Прирост ресурсов и, соответственно, объемов закупок запланирован на уровне 15 процентов, а норматив закупок продук ции в расчете на 1 га соизмеримых сель хозугодий — 358,8 руб. (3 1 1 ,1 Х И 5 ,0 ). Од- нако для района № 1 , освоившего в пред плановом периоде норматив лишь на 80,5 процента, «норм атив» устанавливается в 297.2 руб., или 83,1 процента к истинному нормативу. А району № 6 , освоившему в предплановом периоде норматив на 110,2 процента, «норматив» устанавливается в 389.3 руб., или 108,8 процента к нормативу. Так же устанавливаю тся контрольные циф ры закупок по второму и третьему методу. По принципу же «от достигнутого» уста навливается по методике и норматив фонда заработной платы (Нормативные докумен ты. М., 1987. С. 9 8 ). Все остается по- старому; «К то везет, того и погоняют». Д а ещ е и платят меньше. В результате искажения нормативной б а зы планирования все подсистемы экономи ческого стимулирования работников АПК — агропромышленного комплекса (оплата за продукцию от валового дохода; премии за снижение себестоимости, за получение при были в системах подряда — коллективного, семейного, арендного, КИТов и д р .), а т а к . ж е трудовых коллективов хозяйств в целом (доплаты к закупочным ценам и за превы шение уровня закупок, встречная продажа техники и др.) оказались деформированны ми уже в самих методических материалах по применению экономического механизма хозяйствования в АПК. Естественно, что ожидать ускорения социально-экономиче ского развития системы АПК в результате применения такого, с позволения сказать, «м ехани зм а» не приходится. Утвердили эту методику первый замести тель председателя Госагропрома СССР А. И. Иевлев, ранее работавший заместите лем министра сельско'го хозяйства СССР «по этой ж е части». И первый заместитель председателя Госплана СССР П. А. Пас- карь. К ак видим, лица весьма по должности ответственные. В от я и хочу зад ать им из сибирского далека несколько вопросов. Как получилось, что не успела высохнуть крас ка на материалах XXV II съезда КПСС, а уж е допущен разрыв слова и дела? Чем объяснить такое извр.ащение четкой и яс ной позиции политического руководства страны о нормативном планировании; не компетентностью, халатностью или созна тельными действиями чиБовников их ве домств. Будет ли испрз'влено это в.опиющее безобразие и когда? 3. НА КОГО «ОНИ» РАБОТАЮТ} Не секрет, что в условиях гласности в об ществе циркулируют различные слухи о якобы имеющихся происках тех или иных организаций, лиц против перестройки, про тив социализма и т. д. Если бы это было и так, то в этом, конечно, не было бы ничего противоестественного, ибо «жизнь есть борьба». И выживает тот, кто сильнее и умом, и телом... Что же касается наших бюрократов-аппаратчиков, то, думаю, они работаю т на себя — на сформиро.вавшуюся давно и еще находящуюся в полной силе ад.министрагивно-командную систему. Ведь если бы действительно уда.лось ввести нор мативное планирование, регулирование и стимулирование деятельности трудовых коллективов, то весь бюрократический ап парат, во-первых, лишился бы узурпирован, ной им власти. Нечем было бы манипули ровать: награж дать заниженным планом, а следовательно, премиями, орденами и про движениями по службе; наказы вать, рас правляться со строптивыми, оттор'гать ж е лающих работать (но не под их дуду) пу тем установления завышенных, сверхнапря- женных планов производства, удушения их запланированными недопоста.вками м а териально-технических ресурсов и т. д. И тогда они превратились бы из всесильных бонз в нормальных служащих государст венной власти, в обычных «слуг народа». Во-вторых, такой огромный аппарат был бы просто не нужен и его пришлось бы сокра тить в четыре-пять раз. В-третьих, им не чем было бы держ ать у власти, «на плаву» клевретов, пусть и неспособных к работе, но вполне пригодных дружно голосоватьб поддерживать, прославлять и т. п. своих покровителей. Разумеется, что это положе- ние — деформация нового механизма хо. зяйствО'Вания — может быть следствием и некомпетентности выродившегося админи стративно-бюрократического аппарата, выполняющего долгие годы лишь функции «держ ать и не пущ ать». А такж е невыпол. нения ими своих обязанностей по осу ществлению тех или иных крупных меро приятий в предыдущие годы, которые прос то так, враз не наверстаешь. И чтобы уси деть в руководящем кресле, аппаратчики пускаются имитировать и деятельность, и результаты. Например, более десяти ’лет назад в системе бывшего минсельхоза сою за был создан ВНИИПиН (Всесоюзный НИИ планирования и нормативов). После XXV II съезда партии пришло время и его организаторам, и его работникам отчиты ваться «конечным продуктом» — методикой нормативного планирования. Ее не оказа лось... Не по этой ли простой причине про изошла подмена но'рмативного планирова ния узаконенным «планированием от дос тигнутого», деформирующим весь механизм хозяйствования агропромышленного комп лекса (АПК) ? В о всяком случае, это все очень похоже на власть кормушки, которую имеют все «распределители» продуктов ве щей, услуг и т. д. И если бы у нашего ’ ру ководства вдруг появилось мужество, от- ветств.енпость, решимость ввести рациони рование потребления (в любой форме: та лонов, «зак азо в» и др.), то все они В 1 раз бы превратились в нормальных «завов», «то вароведов», «продавцов»... Одняко, какими бы причинами ни объяс нялись действия наших бюрократов по из вращению принимаемых законов и поста новлений, объективно это не меняет того факта, что они работаю т против перестрой ки —- против социализма. Хотя бы уже по тому, что извращение нового хозмеханиз- ма, осуществленное ими, в немалой степени сказалось и сказы вается на экономических результатах развития народного хозяйства страны. Ведь положение, мягко говоря тревожное. В 1987 гО'Ду темпы «сели». По данным Госкомстата СССР, темпы при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2