Сибирские огни, 1989, № 2
го... «под ее руководством». И в этих усло виях, если ссылаться на В . И. Ленина, что «самый худший у нас внутренний враг бюрократ» (ПСС, т. 45, с. 15), как это де л ает А. Нуйкин, надо прив.одить в действие ленинский совет бо.рьбы с этим вра 1 ГОМ. А не уповать на известный «м етод» спасения утопающих... К ак ж е советовал Ленин бороться с бю рократизмом? Ещ е в марте 1919 года он писал: «Бороться с бюрократизмом до кон ц а, до полной победы над ним можно лишь тогда, когда в с е население будет вовать в управлении» (ПСС, т. 38, с. 170). Он не успел осуществить этого, да и уро вень культурности, цивилизованности насе ления, как он говорил, не позволяли тогда осущ ествить это в полной мере. П озж е, ссы лаясь на мысль Ленина об участии масс в управлении, говорили об этом с пафосом: как о большом достижении социалистиче ского строя. В принципе это верно! И о б этом мы ч ^ тали и слышали много, много раз. В сыктяб- ре 1965 года д аж е было принято печально известное «Положение о социалистическом государственном предприятии». В нем тор жественно провозглаш алось, что «предприя тие (суть — массы.— Прим. автор а) явля ется основным звеном народного хозяйства ССС Р », что предприятие «осущ ествляет пра.ва владения, пользования и распоряже ния... имуществом», что «его деятельность строится на сочетании централизованного руководства с хозяйственной самостоятель ностью и инициативой предприятия» «на основе хозяйственного расчета». «Д ля ши рокого привлечения рабочих и служ ащих к участию в решении производственных воп росов на предприятии... действуют произ водственные совещ ани я...» Х орош о?! Здорово?! Не правда ли?! Но все это были лозунги. А суть заислючалась в одном 43-м пункте: «Предприятие, исхо дя из контрольных цифр, разр абаты вает при широком участии рабочих и служ а щих... пр'Оекты перспективного и годового планов... в соответствии с установленными показателями». Так называемые «контрольные цифры» устанавливались полностью по с о б с т в е н н о м у усмотрению «вер ха», и, как по нятно всем, «участие масс в управлении», то есть в борьбе с бюрократией практиче ски было поставлено так : «Ты винтик, твое дело не рассуж дать — обоснованы или нет «контрольные цифры», низки они или высоки,— а выполнять». Вот суть «П олож е ния-65». Чем это кончилось? Мы знаем: «П олож е- ние-65», д ав вместе с реформой всплеск эффективности, осталось затем пустой ^ бу мажкой, а период этот мы назвали сейчас предкризисным, периодом застоя. В начавшуюся в 1985 году эпоху пере стройки такж е уж е немало сказан о о вос питании чувства хозяина у совладельцев общественных средств производства — у трудящихся, об участии масс в управлении и д аж е об их самоуправлении. Были при няты соответствующие политические ре шения. Они действительно подняли дух на рода, усилили его надежды на кардиналь ные перемены. Объявленный и опублико ванный проект Закона о предприятии горя чо обсуждали, В 1 Н 0 СИЛИ предложения, спо- 5 Сибирские огни № 2 рила... Ведь именно он Закон о предпри ятии (а не просто «П олож ени е»!), приня тый Советской властью (как итог рев.олю- ции 1917 го д а),— должен был закрепить, наконец, право с о в л а д е н и я социали стической собственностью за трудящимися массами. Отсюда — право реального их участия в управлении: в борьбе с худшим врагом народа — бюрократией. Закон принят. Что же мы имеем? А почти ничего! Нескол.ько новых слов и словосочетаний: вместо «единоначалия» — «принцип демократического централизма» и выборность руководителей, которых будут утверж дать вышестоящие органы; вместо ПДПС — «С овет трудового кол.пектива» (С Т К ); к «контрольным цифрам» плана д о бавили «государственный за к а з». Прежнее словосочетание «хозяйственный расчет» украсили новыми словами; «хозрасчетный доход», «заработанность фонда оплаты тру д а» и некоторыми другими. Но вот суть — фактическое бесправие трудо'Вого коллектива предприятия ( с о х о з я и н а средств производства!) перед бю рократическим администрировапнем верха практически не изменилось. К ак и прежде план предприятия — жизнь коллектива — односторонне устанавливается верхом на основе «контрольных цифр, государственно го зак аза, долговременных экономических нормативов и лимитов». Так записано в третьем пункте десятой статьи «З акон а о государственном предприятии (объедине нии)». И хотя в Законе есть оговорка, что они — эти самые бездушные и безгласные цифры, определяющие живую жизнь тысяч и миллионов людей!— «не носят директив ного характера, не должны сковы вать тру довой коллектив при разработке плана» и т. д., и т. п., на деле это ничего не меняет. Тем более что в документе нет хотя бы «ре веран са» в сторону трудового коллектива: что он-де имеет право оспорить, не согла ситься, пересчитать эти цифры, пе подписать их, ес.чи они несправедливы, необоснован ны... То есть бюрократия не сдала ни на йоту своих позиций, еще раз показав, кто «сохозяин», а кто «хозяин» на самом деле. А чтобы это было не так уж явно, ввела успокаивающую недирективность» цифр. К слову, именно поэтому Госарбитраж не при нимает к рассмотрению претензии трудовых коллективов предприятий к своим ведомст вам по необоснованному установлению пла новых заданий, норматив 101 В и т. д. Ведь он не может защ ищ ать в Законе то, чего там просто нет! 1987 год и первые месяцы 1988 года только в печати дали тьму фактов продол жения наглого бюрократического админист рирования союзных хозяйственных органов, просто надругательства над трудовыми кол лективами «основного звена народнохозяй ственного комплекса» — коллективами предприятий. Понятно, что в короткой статье я не могу дать достаточные и убе дительные д оказательства сказанному. Но все ж е приведу несколько примеров. «Комилеспром» (Коми АССР) 20 лет (двадцать!) не выполняет «липовый» план Госплана СССР, из-за этого ежегодно (!) платит 10 миллионов ш траф а. Рабочие ме сяцами не получают зарп лату. В фондах материального поощрения пусто. Люди д ав но забыли о премиях. Заж аты й плановыми
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2