Сибирские огни, 1989, № 2
— Теперь у меня нет проблем с доярка ми и скотниками. Из Иркутска пр'Осятся. Что из Иркутска — из Одессы пишут... Одесса не Одесса, но народ себя в Сиби ри, как опыт буквально на всех широтах показывает, ж д ать не заставляет — стоит лишь появиться «точке притяжения». На роль такой «точки» разбегавш аяся деревня не то что претендовать не могла — в ней и тяги-то к соревиовательности не оставалось. И где ей было соперничать то с БАМом, то с «большой химией», то с «не большим золотишком» — престижными стройками, выгодным промыслом? Они и дораэоряли ее как м.огли, соблазняя ее де тей льготными коэффициентами, обаянием «городов юности», азартом добычи. Бот и выпекает хлеб свой, насущный из канадской пшеницы старый Боготол. Тот самый Боготол, из которого, как сообщает дореволюционный «П утеводитель...», в 1913 году одних хлебных грузов отправили до 1 , 000.000 пудов. Дальше-то куда? К перелому в сознании. К В'озрождению хлебной деревни. К про буждению чувства хозяина в сибирском му жике — потомке не только отважны х зем лепроходцев, но и мужественных терпели вых землепашцев, добывших Сибири славу «житницы». И процесс этот начинается, хоть медлен но и робко пока, но несомненно начина ется. Бот в Юрьевском совхозе того же Бого- тольского района отдали семи мужикам 500 гектаров, пять комба.йнов, пять трак торов и сказали — хозяйничайте, как пора ботаете, так и заработаете. И хозрасчетное это звено под началом молодого крестья нина Бладимира Стифиенко в первый же год вырастило лучший в совхозе хлеб. Как, за счет какого такого особого благо воления природы ли, начальства? — На поле — сам хозяин. Совсем дру гое чувство,— пытался втолковать мне звеньевой такие простые, но так дорого оп лаченные истины.— Хлеб — он как единст венный ребенок, на него ни сил, ни време ни не ж ал ь... И мы в звене — каждый в ответе друг перед дружкой. Если я схал турил, мне и на поле стыдно появляться. Другой, конечно, переделает, но мне-то как ему в глаза смотреть? Вы ходит, схалтури л — что у крал , да не у временного попутчика, не у чуж ого р аззявы , а у соседа, односельчанина, то вар ищ а по артели. Р а з, м ож ет, и сойдет, во второй — п оразби раю тся, а в третий — вы став я т вон, поищ ут кого понадежнее. Ж елаю щ и е есть — нрави тся крестьянам порядки в звен е: и р аб о та в две смены — с учетом страдны х за б о т личного хозяй ства, и саМ'Остоятелъ- ность решений — не по звон ку из кабин ета п ахарь в поле вы езж ает, и сп ай ка со вестью , персональной ответственн остью за общий резу льтат. А результат этот стал лучшей агитацией за «аккордно-премиальную оплату труда с повременным ее финансированием». Н азв а ние длинное, неуклюжее, а суть пр'оста: труд и его оплата — в прямой зависимости. Директор совхоза* Казимир Викентьевич Чевер в такой форме переорганизации про изводства видит будущее: — ■Хлеб они вырастили хороший, а 'ПоАе поь ®сем данным' - было" ничуть, не 'Лучше других. Тот же овсюг.'’©НЙ" это поле в' ЙЬ- рядок привели — сейчас ему равных в хо зяйстве нет. Им надо целиком землю от д а т ь — чтобы и севооборот их был. И на будущий год мы этим мужикам выделим 1100 гектаров — убедили они нас, что по падает земля в надежные руки, под хозяй ский догляд. И как оно, это поле, что под «хозяйским доглядом», отличалось от соседних! Хлеб чистый, не полеглый, сильный — насчитали мы в одном колосе сорок д ва зе р н а(!), ко всеобщему ликованию и единодушной оцен ке сведущих людей: на этом участке трид цать центнеров с гектара гарантированы! Тридцать — при среднесовхозной урожай ности в десять-двенадцать. Три урож ая вместо одного — цена «хо зяйского догляда». Когда бы всю сибирскую распашку — да под хозяйский догляд... Когда бы все сибирское стадо — да как минимум под теплую крышу на зиму... Когда бы каждой еще живой Глухаринке — да хоть электричествьо... Когда бы хоть одному из десяти рай центров — да по собственному САШ Е... «ЗИМА» ТРЕВОГИ НАШЕЙ Сибирь много терпит от недостат ка в ней людей образованных: все лучшее, что воспитывается в мест ных учебных заведениях и стре мится получить высшее образова ние, уж е никогда не возвращ ается в Сибирь. В Сибирь же приезжают- из прочих губерний России по боль шей части люди с изъяном или с сомнительным прошлым. Недоста ток честных и образованных людей здесь давно чувствовался. Н. Я д р и н ц е в . «Сибирь как ко лония». 1882 г. «Обочина» — понятие емкое. Географи ческое — в последнюю очередь: можно «сидеть» на тракте и испытыв'ать отупляю щее бессилие от невозможности обратить на себя внимание мимо проносящейся Жизни. И история не спасает — напротив, богатое прошлое только драматизирует ощущение обойденности в настоящем. Эко номика — вот, пожалуй, истинная власти тельница состояний, если вндеть в «эконо мике» перст указующий. Экономика пове-' левает — здесь будет город заложен, и пе рекраивает тем самым историю и геогра фию на свой безжалостный манер. Мигра ционный потенциал точно сигнала ж дал — по объявленному адресу летят заявления, люди, надежды. Человек ищет «где лучше» — ударная стройка обещает многое, к то му же, сама не слишком взы скательна: ей необходимы работники, а хорошие или пло хие — поначалу неважно. Ударные стройки и «города юности» от .комплекса «обочины» застрахованы и строкой в директивных до кументах, и вниманием прессы, и сознанием предстоящей роли возводимого объекта в хозяйстве страны. Не навечно, конечно, за страхованы, но до набора высоты обычно хватает. Как они сосуществуют, города юности и города старости, под одним небом, по со седству, да в разных экономических кате гориях? Д ва-городка — Зима и Саянск — как д ве ипостаси нынешней Сибири. Езды-то От'оД- нОго до другого — не больше получаса, но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2