Сибирские огни, 1989, № 2

ля прироста национального дохода». Стало быть, рубль невложенный работает неуто­ мимо — как невидимый вирус: уносит и уносит жизни людей, машин, «овешествлен- ного труда». Нечестно было бы, кляня бездорожье, рисовать тракт вовсе без дорожной техники — ее небольшие скопления заставляли нас иногда пускаться в объезды, а отсыпанное полотно или кучи песка, грав 1 ия, щебенки сужали, случалось, тракт до единственной колеи. Эти картинки и обнадеживали и р а­ зочаровывали О'Дновременно: дорога устра­ ивается... но как ничтожны намерения «устроителей» в масштабе Сибирского трак­ та ... Д ва, три, десять, максимум — д вад ­ цать километров... С такими темпами и в третье тысячелетие въедешь с мытарств 1 а- ми, мало отличающимися от пережитых Чехо'Вым... Каковы же перспективы дороги «общего­ сударственного значения», разбитой на об­ ластные куски? Беседуем с первым в то время секретарем Иркутского обкома партии Василием И ва­ новичем Ситниковым. Иркутская часть трак­ т а — особенно от Тайшета до Кутулика—по остроте доставленных ею ощущений превос­ ходила многие другие. Пятьсот примерно километров разбитой неухоженной дороги с частыми, но короткими перерывами на ас­ фальт самого разного возраста. Василий Иванович говорит: — И нас волнует, что такой большой участок все еще в очень тяжелом состоянии. П равда, за последние годы темпы асфаль­ тирования возросли. Раньше асфальтирова­ ли в год семь-восемь километров, теперь двадцать четыре — двадцать пять. Но, ко­ нечно, и это очень мало. Для нас эта до­ рога — дорога жизни. Вдоль нее располо­ жены главные сельскохозяйственные рай­ оны. Имеет огромное экономическое и соци­ альное значение. Мы проезжали по этому участку с министром дорожного строитель­ ства, убеждали его, что необходимы энер­ гичные меры по приведению дороги в поря­ док. Обращались и в Совет Министров и в другие высокие инстанции. Существует до­ рожно-строительный агрегат, который поз­ воляет чуть ли не за день проходить кило­ метр дороги — с асфальтированием ее. И готовится решение выделить такой комп­ лекс для нашей области — тогда бы мы де­ лали за год минимум пятьдесят-шестьдесят километров. А пока... пока помогаем до­ рожникам как можем — привлекаем техни­ ку с других предприятий, подключали с по­ мощью ЦК комсомола интернациональный строительный отряд, заставляем самих до­ рожников работать весь световой день. Быстро дорогу не построить, но поддержи­ вать ее в рабочем состоянии мы обязаны. Там, где этого нет, часть вины ложится на исполкомы — плохо следят за дорожника­ ми, недостаточно требов'ателъны. Мы и с себя не снимаем ответственности — област­ ному комитету партии надо быть строже, не прощать разгильдяйства... Д а, все тут, на Сибирском тракте, вид­ но, сошлось в.оедино — и скупость капвло­ жений, и нехватка специальной техники, и собственное разгильдяйство, и привычка жить у плохой дороги. Кто хорошую-то ви­ дел в притрактовых поселениях? Для КО'ГО они — родина, тот другой и не знает. Для кого — ссылка, тому все в отвращение. Как перестраивать бедное сознание? Сибирский тракт изобилует... Лозунгами. И призывами. И различного рода сведени­ ями. И плакатными восклицаниями. И ли­ кующими заверениями. Чего только не сло­ жишь из огромных, в рост человека, букв, подпираемых внушительными металличе­ скими конструкциями! Буквы вырастаю т у дороги неожиданно и идут на вас в атаку плотно сомкнутой цепью. Они призваны вдохновлять — «Честь и слава людям тру­ д а», «Полям и фермам —- интенсивную тех­ нологию», « 12 -й пятилетке — ударный темп от старта до финиша», «Человек славен трудом»... Они обязаны воспитывать — «Будьте бережливыми, строгими в борьбе против расточительства — проводите режим экономии», «Соблюдай дисциплину —- бе-: реги каждую рабочую минуту», «Соблюдай­ те чистоту и порядок...» Они должны моби­ лизовать — «Труженики села! Добьемся урожайности с каж дого гектара зерна — 18 ц, картофеля —■ 100 ц», «Трудящиеся Центрального района! Освоим 120 новых видов продукции в X II пятилетке!», «Пре­ вратим Сибирь в край высокой культуры!», «Превратим наш поселок в поселок образ­ цового П 01 рядка!»... Они воздвигнуты для того, чтоб просвещать: «Уголь — это нас­ тоящий хлеб промышленности», «Пере- стрО'йка — это высокое качество нашей работы», «Научно-технический прогресс — ключ к пов'ышению производительности труда»... Они посягают на пробуждение в нас гражданских чувств: «О храна природы — всенародное дело», «Реализация Про- дов'ольствеяной прО'граммы — всенародное дело», «Вы сокая трудовая дисциплина — наша рабочая честь, долг, совесть»... И — ничего у них не получается ни с вдохновением, ни с мобилизацией, ни с просв.ещением, ни с высокими чувствами. Скорее наоборот. Дорога — ни пройти, ни проехать, а могу­ чий транспарант заверяет: «Повышение эффективности работы транспорта — бое­ вая задача наших дней». На прилавке — одинокая стареющая «сардинелла», а лозунг высотой в д ва мет­ ра ликует: «Продовольственную программу выполним!». В неоглядном поле кукуруза, напомина­ ющая ландыш, а из нее вырастает на длин­ ных железных ногах многометровое заве­ рение: «Добьемся высокой урожайности...» Лозунговая лихорадка доходит до аб­ сурда. В лесу, в двух-трех десятках кило­ метров от Тайшета, спряталось в чащобе интригующее творение: «Товарищи! Пом­ ните, повышение производительности труда увеличит доход страны на тыс. рублей». ХотелО'СЬ крикнуть — автора, автора! Д а места глухие — не докричишься. Как и дорогу иной раз не у кого выспро­ сить. А вместо толкового указателя — оче­ редная «слава людям труда!». Истинного труженика от такого бесполезного придо- рожного строительства только коробит; лучше бы на эти деньги «отрезвить»,, ;,хать чарть какого-инбудь «пьяного кидамет* ра» —- так на^ц 1 ‘ 9 яют старики самые риь^ые кусочки т р а к т а .,И водителю в назойливых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2