Сибирские огни, 1989, № 2

ОЧЕР!^^ И ПЫБЛИЦИСТИЕА Замира ИБРАГИМОВА ДВА С ПОЛОВИНОЙ САНТИМЕТРА ПО СИБИРСКОМУ ТРАКТУ М ожно жить в Сибири — и Сибири не энать. И это вовсе не то ж е самое, что, например, жить в Ленинграде и не знать Эрмитаж а. Эрмитаж закры т для ленивых и нелюбопытных. Для того, чтобы узнать Сибирь, только трудолюбия и любопытства м аловато. ...П о части «знания» Сибири мне повезло, наверное, больше, чем многим моим зем ля­ кам. Подвижная журналистская профессия позволила мне повстречаться с Сибирью едва ли не на всех ее тридцати широтах, глубоко прочувств.овать ее расстояния во вьремя долгих плаваний по трем ее великим рекам, воочию увидеть и мраморные скалы, и многометровые угольные толщи, и медные рудники, и нефтяные токи земли, о богат­ ствах которО'й уж е столько гов.орено... Я видела, как Сибирь богата. И — как Сибирь красива. И как она может притя­ гивать и отталкивать, восхищать и удру­ чать, вдохновлять — и разочаровы вать. Поездки по Сибири не раз дарили мне отчаянно-восторженные состояния, неволь­ но заставлявши е заполнять деловой блок­ нот совершенно неделовыми признаниями. Начинала «говорить стихами», вовсе не ду­ мая об этом и к этому не стремясь. Говорят, любовь уходит, когда приходит знание «предмета» любви. С Сибирью у ме­ ня не так: чем брльше ее узнаю, тем боль­ ше к ней привязываюсь, а привязанность — хочешь не хочешь — обременяет ответст­ венностью. Для меня отвьетствениостью за строки, уходящие через «Л итератур­ ную газету» к читателю: боюсь строк легких, поверхностных, не точных. Хочу в меру отпущенных мне сил расска­ зы вать именно о том, что видела,— не лу­ кавя в угоду спросу на ту или иную «ин­ формацию». А записи в сибирских блокно­ тах не состоят, конечно, из одних «белых стихов» — хватает и «черных» зарисовок с натуры. Была у меня дав.няя мечта — проехать на машине хоть кусок печально знамени­ того Сибирского, или Московского, тракта. И удалось такую поездку осуществить в 1987 году. Вместе со специальным коррес^ пондентом «Л ит. газеты » Юрием Ростом' и новосибирским писателем Ильей Карту- шияым. И получились после этой поездки следующие заметки. ДОРОГА Тяжело ехать, очень тяж ело, но становится еще тяж елее, как поду­ маешь, что эта безобразная, рябая полоса земли, эта черная оспа, есть почти единственная жила, соеди­ няющая Европу с Сибирью! И по такой жиле в Сибирь, говорят, те­ чет цивилизация! А. Ч е х о в . «И з Сибири». 1890 г, в последний месяц лета на автомобиле «В ол га» мы выехали на дорогу, по которой: почти двести лет назад доставляли в Илим­ ский острог больного, измученного долгим заключением в крепости и допросами Ради­ щ ева,— «на десятилетнее безысходное пре­ бывание»; больше чем полтора века назад провезли и прО'вели закованных в «ж елезы » декабристов — А. М уравьева, Д авы дова, Оболенского, Якубовича, Трубецкого, Вол­ конского... партию за партией... более ста двадцати человек, сосланных на каторгу и на поселение в -Сибирь; прО|Мчались (и для царей — со скоростью дерзкой) в каретах, кибитках и на перекладных женщины, чьи имена свято чтит российская история; поч­ ти сто лет назад «отпрыгал, отгрохотал и отвизж ал на все голоса» возок Чехова, устремленного к Сахалину; пятьдесят лет н азад ... Э та «история» еще не отстоялась для учебных пособий, но боль живых неот­ вратимо воскреш ает имена и события д р а­ мы нашего века, разворачивая ' перед по­ томками картины, достойные гневя, печали и сострадания. Мы выехали на дорогу, которая: стала почтовой в 1724— 1733 годах, тогда же была В'Ымерена, снабжена отчасти версто­ выми столбами и ямскими лоша.дьми; два по меньшей мере века обеспечивала почти все «товарное движение» по Земле, где версты считали тысячами, «засельщиков» — сотнями; д ал а в тайге жизнь хлебной ни­ ве; перевидала за ' столетия и казаков, и стрельцов, и воевод, л купцов, и пашенных крестьян, и сборщиков ясака, и отчаянную вольницу, и безысходную неволю...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2