Сибирские огни, 1989, № 2
ОЧЕР!^^ И ПЫБЛИЦИСТИЕА Замира ИБРАГИМОВА ДВА С ПОЛОВИНОЙ САНТИМЕТРА ПО СИБИРСКОМУ ТРАКТУ М ожно жить в Сибири — и Сибири не энать. И это вовсе не то ж е самое, что, например, жить в Ленинграде и не знать Эрмитаж а. Эрмитаж закры т для ленивых и нелюбопытных. Для того, чтобы узнать Сибирь, только трудолюбия и любопытства м аловато. ...П о части «знания» Сибири мне повезло, наверное, больше, чем многим моим зем ля кам. Подвижная журналистская профессия позволила мне повстречаться с Сибирью едва ли не на всех ее тридцати широтах, глубоко прочувств.овать ее расстояния во вьремя долгих плаваний по трем ее великим рекам, воочию увидеть и мраморные скалы, и многометровые угольные толщи, и медные рудники, и нефтяные токи земли, о богат ствах которО'й уж е столько гов.орено... Я видела, как Сибирь богата. И — как Сибирь красива. И как она может притя гивать и отталкивать, восхищать и удру чать, вдохновлять — и разочаровы вать. Поездки по Сибири не раз дарили мне отчаянно-восторженные состояния, неволь но заставлявши е заполнять деловой блок нот совершенно неделовыми признаниями. Начинала «говорить стихами», вовсе не ду мая об этом и к этому не стремясь. Говорят, любовь уходит, когда приходит знание «предмета» любви. С Сибирью у ме ня не так: чем брльше ее узнаю, тем боль ше к ней привязываюсь, а привязанность — хочешь не хочешь — обременяет ответст венностью. Для меня отвьетствениостью за строки, уходящие через «Л итератур ную газету» к читателю: боюсь строк легких, поверхностных, не точных. Хочу в меру отпущенных мне сил расска зы вать именно о том, что видела,— не лу кавя в угоду спросу на ту или иную «ин формацию». А записи в сибирских блокно тах не состоят, конечно, из одних «белых стихов» — хватает и «черных» зарисовок с натуры. Была у меня дав.няя мечта — проехать на машине хоть кусок печально знамени того Сибирского, или Московского, тракта. И удалось такую поездку осуществить в 1987 году. Вместе со специальным коррес^ пондентом «Л ит. газеты » Юрием Ростом' и новосибирским писателем Ильей Карту- шияым. И получились после этой поездки следующие заметки. ДОРОГА Тяжело ехать, очень тяж ело, но становится еще тяж елее, как поду маешь, что эта безобразная, рябая полоса земли, эта черная оспа, есть почти единственная жила, соеди няющая Европу с Сибирью! И по такой жиле в Сибирь, говорят, те чет цивилизация! А. Ч е х о в . «И з Сибири». 1890 г, в последний месяц лета на автомобиле «В ол га» мы выехали на дорогу, по которой: почти двести лет назад доставляли в Илим ский острог больного, измученного долгим заключением в крепости и допросами Ради щ ева,— «на десятилетнее безысходное пре бывание»; больше чем полтора века назад провезли и прО'вели закованных в «ж елезы » декабристов — А. М уравьева, Д авы дова, Оболенского, Якубовича, Трубецкого, Вол конского... партию за партией... более ста двадцати человек, сосланных на каторгу и на поселение в -Сибирь; прО|Мчались (и для царей — со скоростью дерзкой) в каретах, кибитках и на перекладных женщины, чьи имена свято чтит российская история; поч ти сто лет назад «отпрыгал, отгрохотал и отвизж ал на все голоса» возок Чехова, устремленного к Сахалину; пятьдесят лет н азад ... Э та «история» еще не отстоялась для учебных пособий, но боль живых неот вратимо воскреш ает имена и события д р а мы нашего века, разворачивая ' перед по томками картины, достойные гневя, печали и сострадания. Мы выехали на дорогу, которая: стала почтовой в 1724— 1733 годах, тогда же была В'Ымерена, снабжена отчасти версто выми столбами и ямскими лоша.дьми; два по меньшей мере века обеспечивала почти все «товарное движение» по Земле, где версты считали тысячами, «засельщиков» — сотнями; д ал а в тайге жизнь хлебной ни ве; перевидала за ' столетия и казаков, и стрельцов, и воевод, л купцов, и пашенных крестьян, и сборщиков ясака, и отчаянную вольницу, и безысходную неволю...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2