Сибирские огни, 1989, № 2
ванную в 1949 году в ДАН (Доклады Ака демии наук) статью «Кольцеобразный тур булентный источник», затем — «Задача о затопленной струе» (1952), «Конвективная диффузия в затопленной струе» (1953) И другие. В 1943 году Королева перевели в К азань — было решено ракетную технику раз.ви- вать. Пока их с Глушко объединили. В с к ^ ре будет создано два самостоятельных КБ — Королева и Глушко. И началась в стенках работа по ракетному двигателю. В рекордный срок была сделана опытная установка и поставлена на Пе-2, и в каче стве бортинженера проводил ее испытание в полете Королев сам, а на воле все еше называли ракетную технику — пиротехни кой. Все еще (1945 год!) появлялись статьи в центральных газетах известных на всю страну авиаконструкторов о В Р ЕД Е ра кетной техники. В 1943 году у авиационников были боль шие успехи и был «Большой Выпуск» — освободили Туполева и почти весь сшшоьь- ный состав его КБ. К этому времени ОКБ в Омске, которое существенно выросло по сравнению с тем, каким оно было в Москве, разделилось на несколько самостоятельных КБ. В одном из них главным конструктором стал Бартини. Проекты Бартини, как совер шенно новые, требовали участия академиче ских ученых, и к нему попали Румер, Сцил- лард, Вальтер. Попросились в КБ Бартини и Махоткин. Возвращались в Москву с не большими интервалами почти все вместе. Туполевское КБ вернулось на улицу Р а дио. Снаружи здание КОСОСа было побито снарядами. По крыше было видно, что на ней стояли зенитки. Никаких следов от ре шеток и арестантских коек в здании не ос талось. Это КБ было уже вольным. Конструкторское бюро Бартини поместили на территории Ростокино в Москве. В 1946 году его из Москвы перевели. Переброшенное в 1946 году на новый завод ОКБ Бартини содержало в себе 126 арестантов. В одном цехе заВ'ОДа арестанты жили, в другом — работали. Ходить по территории завода могли только с «тягача ми». Раз в неделю их возили в городскую баню. На территории завода был огоро женный пляж, который зеки называли «ка рантином». Нелегкий послевоенный быт сказы вался и на арестантах. Они голодали. Здесь от истощения в 1947 году умер Петр Александрович Вальтер, не дожив ни до освобождения, ни до реабилитации. Юрий Борисович Румер встретил здесь свою судьбу. «К ак это было?— повторяет вопрос Оль га Кузьминична.— Просто. Я тогда собра лась замуж . Л^них мой — Иван — работал на соседнем заводе и ближе к свадьбе стал уговаривать меня перейти работать на их завод. У нас, мол, платят больше. Мне это было не по душе, но, думаю, ладно, уступ лю. Пошла к начальнику цеха с заявле нием. Он прочитал, нахмурился: — Ты что же, не Кузьмова дочка? Поче му работу меняешь? — Да, я замуж выхожу, а там вроде платят больше. — Ну, если тебе надо, чтобы больше пла тили, оставайся. Новое КБ у нас появилось, могу’ тебя определить туда к одному про фессору. Шутит, думаю, какие тут у нас профес сора, да и вообще, они только в книжках бывают, но согласилась. И вот, привели ме ня в стеклянную комнату и подвели к письменному столу, за которым сидел че ловек спиной ко мне. Он повернулся. Я никогда не видела таких блестящих черных глаз. И стал вставать. 0 « все вставал и вставал и не кончался, таким длинным он мне показался. Потом протянул руку и улыбнулся: «Юрий Борисович». «О л ьга!»— выпалила я и схватила его руку и чувст вую, что не могу ее отпустить, чувствую, что щеки мои пылают, а руку эту отпустить не могу. Вот так и держу ее сорок лет». Рассказы вает М ахмуд Мубаракшеевич Зарипов: «В начале весны 1946 года я был направ лен на работу в авиационное конструктор ское бюро Главного конструкора Бартини Роберта Людвиговича. Там меня определи ли в бригаду вибраций самолета, началь ником которой был профессор Румер Юрий Борисович. В К азанском университете, фи зико-математический факультет которого я окончил, имя Румера было хорошо известно: наши учителя горячо рекомендовали студен там монографию Ю. Б. Румера «Введение в волновую механику» и книгу Блеквуда и Хетчинсона «Очерки по физике атом а», пе реведенную Фейнбергом под редакцией 10. Б. Румера. Зн ая,.#то Ю. Б. Румер — один из крупнейших физиков СССР, я пред стал перед ним не без робости. Юрий Бори сович расспросил меня обо всем том, что к а сается анкетных и биографических данных. Д алее он интересовался, у кого и чему я учился. Из моих ответов на вопросы, касаю щиеся знаний по физике, он остался, каж ет ся, не совсем довольным. Потом он объяс нил мне мои обязанности как инженера бригады. Как я выяснил с течением времени, брига да занималась не только расчетами виб рации самолета. Главный конструктор Б ар тини был ищущим человеком, интересую щимся перспективой развития авиации, че ловеком, полным идей. Юрий Борисович был правой рукой и научным консультан том главного конструктора. Но дело не ограничивалось одними консультациями, бригада занималась не только расчетами, но и исследованиями в области вибраций, в области аэродинамики и решением многих задач, возникающих в процессе проектиро вания. Я довольно легко включился в эту работу и с радостью осознал, что пять лет тайшетской тайги не стерли из моей памяти знания, полученные в К азанском универ ситете по механике и математике. Не прошло еще много времени с начала моей работы в бригаде, как Юрий Борисо вич спросил меня — не хочу ли я заним ать ся теоретической физикой. Я, конечно, охотно согласился и начал заниматься изу чением книги Л андау, Лифшица «Теория поля». Времени для этого было предостаточно. Мы работали по 10 часов в день. К Б нахо дилось на окраине города на берегу залива. Территория завод а примыка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2