Сибирские огни, 1989, № 2
Спецотдела в настоящее время снята суди мость... прошу Президиум Верховного Со вета снять с меня судимость и восстано вить в п равах». В самом конце 54-го года, прямо под Новый год, Юрий Борисович получил Спра.вку от Военной Коллегии Верховного Суда СССР: «Д ело по обвинению Румера Юрия Борьь- сО'Вича пересмотрено Военной Коллегией Верховного Суда Союза ССР 10 июля 1954 года. Приговор Военной Коллегии от 29 мая 1940 года по вновь открывшимся обстоя тельствам отменен и дело производством прекращено». Гербовая печать и подпись генерал-лейтенанта юстиции. Сразу после того допроса, на котором Юрий Борисович охотно согласился рабо тать инженером, он начал думать о науке. Р аботать инженером — это значило рабо тать за письменным столом или около него, во всяком случае с бумагой и карандашом он дело иметь будет. В Болшево, куда он по пал сразу после Бутырок, дело до работы не дошло. Здесь все еще продолжались допросы, правда, в основном касающиеся научной деятельности до ареста и выясне ния пригодности арестанта к тому или иному делу, по-видимому, очень серьезно му. Юрий Борисович из первых же допро сов в Болшеве понял, что это дело — авиа ция. А то, чго Он был в Болшеве, внача ле не догадывался. Подмосковное это место походило па сортировочный пункт: одних привозили, других увозили. Арестанты на род чуткий, они быстро научились распоз навать, кого привезли из тюрьмы, кого долгим этапо 1 и из лагерей. Однажды, когда Румера вели после очередного допроса че рез двор, он увидел небольшую группу, очевидно, только что прибывших арестантов. «Этапники»,— подумал он и тут же понял, что выхваченный из этой кучки профиль человека, стоявшего рядом с конвойным, показался ему знакомым. Проявлять инте рес не полагалось, но Румер не удержался и посмотрел НК этого человека еще раз. Че ловек в это время повернулся к нему спиной, и Румер увидел у того на спине сидор с тремя большими буквами «АНТ». И Руме ра как ножом полоснуло — ТУПОЛЕВ! Ни к вечеру в столовой, ни назавтра он не увидел Туполева. Спустя год они встретят ся уже всерьез, А тогда вскоре увезли из Болшева и Румера, Везли не очень долго, в закрытом фургоне. Чуткий арестантский слух уловил, как скользнули по окраине го рода, чуть-чуть углубились в городской шум и остановились. Надолго ли? О к аза л о с ь— надолго. Это было Тушино. Здесь и начал Юрий Борисович свою научно-иссле довательскую работу, состоящую сразу из двух частей: явной и тайной. Явная была поручена ему государством. Она была свя зана с важнейшими проблемами самолето строения, в частности, с проблемой флатте ра крыла самолета и шимми авиаколес. Обе «болезни» для самолета смертельны; флаттер — это сложные колебания крыла и оперения самолета, в результате которых самолет разруш ается в воздухе; шимми — это паразитные вибрации переднего колеса, даж е слабый эффект шимми уводит само лет при посадке вбок со взлетной полосы, при более сильном эффекте колесо обла мывается. Эта область исследований была для Румера совершенно новой. Чистый фи зик-теоретик, сугубо квантовый, пришед ший в физику от «м атем атики », должен был заниматься теперь вопросами при кладной механики и инженерного дела. Те перь его формулы, соответствующие опре деленной части конструкции самолета, во площались в железо, и от этого во многом зависела жизнеспособность машины. И Юрию Борисовичу работа уд авалась. В Новосибирском государственном архиве имеется сообщение ЦАГИ о том, что «Опытное Конструкторское Бюро А. Н. Ту полева, после смерти академика А. И. Н е красова (1957 г.), передало музею Л<;уков- ского на хранение все рукописи работ А. И. Некрасова, выполненные им за время ра боты в ОКБ, и в собственноручно состав ленном Некрасовым перечне его работ за время с октября 1938 года по август 1943 года значится; ...№ 46 Теория крыла в нестацио.нарном потоке — совместно с Ю. Б. Румером ...№ 57 Флаттер при нестационарном по токе — совместно с Ю. Б. Румером ...№ 60 Применение теории функций ком плексного переменного к изучению...— сов местно с Ю. Б. Румером» и т. д. О работах того периода, будучи уж е пре зидентом, Мстислав Всеволодович Келдыш, начинавший работу над флаттером крыла и шимми авиаколес в лаборатории Румера «вольняжкой», писал: «Р аботы Румера по вибрациям переднего колеса самолета представляют большую ценность. Эти работы были первыми рабо тами в Советском Союзе, в которых рас смотрен этот вопрос. В них дано теорети ческое исследование вибрации жесткого колеса и сделан ряд выводов, имеющих использование на практике. Вместе с тем Ю. Б. Румер провел такж е и эксперимен тальное изучение вопроса на оригинальных, созданных им самим установках. Эти экс периментальные исследования наряду с проверкой теоретических исследований по зволили их углубить и уточнить. Работы заслужи ваю т высокой оценки как по их теоретической значимости, так и по важно сти их практического приложения». Эти новые исследования, возможность тут же проверить свою теорию на сВ'Оей же установке, увлекали Румера, и он работал с полной отдачей. Иногда вспоминал отца, считая, что отдает дань его давнишней мечте — дать сыну в руки хлебную профес сию инженера. Вспоминал Борьку Венкова с его убежденностью в том, что боги, при удобном для них случае, покарают того, кто изменит математике. Р аботать приходилось много — по 10, 12, 14 часов, а то немногое, что оставалось от этого времени — весь свой небольшой досуг,— Юрий Борисович отдавал другому делу — тайному. Это дело стало теперь самым главным делом его жизни. Оно называлось пятиоптикой. Научный путь Румера был сложным, по рою драматичным. Мы знаем, что, хлебнув лиха на дипломатическом поприще, Юрий Борисович вернулся назад к математике. Он застал московскую математику в пол ном расцвете. Н аходясь в самой гуще ма тематических событий, в одной из лучших школ мира, Румер имел все возможности достичь больших успехов. Но он бросает математику и увлекается теорией относи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2