Сибирские огни, 1989, № 2

Спецотдела в настоящее время снята суди­ мость... прошу Президиум Верховного Со­ вета снять с меня судимость и восстано­ вить в п равах». В самом конце 54-го года, прямо под Новый год, Юрий Борисович получил Спра.вку от Военной Коллегии Верховного Суда СССР: «Д ело по обвинению Румера Юрия Борьь- сО'Вича пересмотрено Военной Коллегией Верховного Суда Союза ССР 10 июля 1954 года. Приговор Военной Коллегии от 29 мая 1940 года по вновь открывшимся обстоя­ тельствам отменен и дело производством прекращено». Гербовая печать и подпись генерал-лейтенанта юстиции. Сразу после того допроса, на котором Юрий Борисович охотно согласился рабо­ тать инженером, он начал думать о науке. Р аботать инженером — это значило рабо­ тать за письменным столом или около него, во всяком случае с бумагой и карандашом он дело иметь будет. В Болшево, куда он по­ пал сразу после Бутырок, дело до работы не дошло. Здесь все еще продолжались допросы, правда, в основном касающиеся научной деятельности до ареста и выясне­ ния пригодности арестанта к тому или иному делу, по-видимому, очень серьезно­ му. Юрий Борисович из первых же допро­ сов в Болшеве понял, что это дело — авиа­ ция. А то, чго Он был в Болшеве, внача­ ле не догадывался. Подмосковное это место походило па сортировочный пункт: одних привозили, других увозили. Арестанты на­ род чуткий, они быстро научились распоз­ навать, кого привезли из тюрьмы, кого долгим этапо 1 и из лагерей. Однажды, когда Румера вели после очередного допроса че­ рез двор, он увидел небольшую группу, очевидно, только что прибывших арестантов. «Этапники»,— подумал он и тут же понял, что выхваченный из этой кучки профиль человека, стоявшего рядом с конвойным, показался ему знакомым. Проявлять инте­ рес не полагалось, но Румер не удержался и посмотрел НК этого человека еще раз. Че­ ловек в это время повернулся к нему спиной, и Румер увидел у того на спине сидор с тремя большими буквами «АНТ». И Руме­ ра как ножом полоснуло — ТУПОЛЕВ! Ни к вечеру в столовой, ни назавтра он не увидел Туполева. Спустя год они встретят­ ся уже всерьез, А тогда вскоре увезли из Болшева и Румера, Везли не очень долго, в закрытом фургоне. Чуткий арестантский слух уловил, как скользнули по окраине го­ рода, чуть-чуть углубились в городской шум и остановились. Надолго ли? О к аза­ л о с ь— надолго. Это было Тушино. Здесь и начал Юрий Борисович свою научно-иссле­ довательскую работу, состоящую сразу из двух частей: явной и тайной. Явная была поручена ему государством. Она была свя­ зана с важнейшими проблемами самолето­ строения, в частности, с проблемой флатте­ ра крыла самолета и шимми авиаколес. Обе «болезни» для самолета смертельны; флаттер — это сложные колебания крыла и оперения самолета, в результате которых самолет разруш ается в воздухе; шимми — это паразитные вибрации переднего колеса, даж е слабый эффект шимми уводит само­ лет при посадке вбок со взлетной полосы, при более сильном эффекте колесо обла­ мывается. Эта область исследований была для Румера совершенно новой. Чистый фи­ зик-теоретик, сугубо квантовый, пришед­ ший в физику от «м атем атики », должен был заниматься теперь вопросами при­ кладной механики и инженерного дела. Те­ перь его формулы, соответствующие опре­ деленной части конструкции самолета, во­ площались в железо, и от этого во многом зависела жизнеспособность машины. И Юрию Борисовичу работа уд авалась. В Новосибирском государственном архиве имеется сообщение ЦАГИ о том, что «Опытное Конструкторское Бюро А. Н. Ту­ полева, после смерти академика А. И. Н е­ красова (1957 г.), передало музею Л<;уков- ского на хранение все рукописи работ А. И. Некрасова, выполненные им за время ра­ боты в ОКБ, и в собственноручно состав­ ленном Некрасовым перечне его работ за время с октября 1938 года по август 1943 года значится; ...№ 46 Теория крыла в нестацио.нарном потоке — совместно с Ю. Б. Румером ...№ 57 Флаттер при нестационарном по­ токе — совместно с Ю. Б. Румером ...№ 60 Применение теории функций ком­ плексного переменного к изучению...— сов­ местно с Ю. Б. Румером» и т. д. О работах того периода, будучи уж е пре­ зидентом, Мстислав Всеволодович Келдыш, начинавший работу над флаттером крыла и шимми авиаколес в лаборатории Румера «вольняжкой», писал: «Р аботы Румера по вибрациям переднего колеса самолета представляют большую ценность. Эти работы были первыми рабо­ тами в Советском Союзе, в которых рас­ смотрен этот вопрос. В них дано теорети­ ческое исследование вибрации жесткого колеса и сделан ряд выводов, имеющих использование на практике. Вместе с тем Ю. Б. Румер провел такж е и эксперимен­ тальное изучение вопроса на оригинальных, созданных им самим установках. Эти экс­ периментальные исследования наряду с проверкой теоретических исследований по­ зволили их углубить и уточнить. Работы заслужи ваю т высокой оценки как по их теоретической значимости, так и по важно­ сти их практического приложения». Эти новые исследования, возможность тут же проверить свою теорию на сВ'Оей же установке, увлекали Румера, и он работал с полной отдачей. Иногда вспоминал отца, считая, что отдает дань его давнишней мечте — дать сыну в руки хлебную профес­ сию инженера. Вспоминал Борьку Венкова с его убежденностью в том, что боги, при удобном для них случае, покарают того, кто изменит математике. Р аботать приходилось много — по 10, 12, 14 часов, а то немногое, что оставалось от этого времени — весь свой небольшой досуг,— Юрий Борисович отдавал другому делу — тайному. Это дело стало теперь самым главным делом его жизни. Оно называлось пятиоптикой. Научный путь Румера был сложным, по­ рою драматичным. Мы знаем, что, хлебнув лиха на дипломатическом поприще, Юрий Борисович вернулся назад к математике. Он застал московскую математику в пол­ ном расцвете. Н аходясь в самой гуще ма­ тематических событий, в одной из лучших школ мира, Румер имел все возможности достичь больших успехов. Но он бросает математику и увлекается теорией относи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2