Сибирские огни, 1989, № 1
противная, она только здесь и цветет пышно, а стоит ей очутиться в чу жих краях, тотчас и вянет, и теряет свое очарование и кажется какою- то холодною, словно бы кем-то не от доброго сердца придуманною. Ви дать, и в ней есть что-то таинственное, как и в самом Байкале, подле ко торого возросла и приняла в себя силу его и слабость. Она как тот сте белек караганы , перенеси его в российские дали, лелей да ухаживай, а все ж сгибнет. ^ Сибирская речь... Как же я скучаю без нее в редких своих странстви ях по белу свету. И это при всем при том, что и на родной земле я чувст вуя себя неприкаянным, и больно мне глядеть на муки ее, которые от че ловека. Бывает, и мне хочется махнуть на все рукою и уехать. Но нет, не уеду, я связан со здешней землею корнями, я вскормлен ее бедами, я жив ее малыми радостями. Я иду по льду Байкала и думаю про то, что нынче так растолкало меня, и чувствую, как привычная для меня тревога становится какою-то сладостною, томительною, и я с удивлением прислушиваюсь к себе, не понимая, что происходит со мною, и досадуя на это свое непонимание. 14 А «денежка» нашлась. Но Лохов про это никому ни слова: в артели мужики неласковые, еще побьют за пакостный донос, для них и Ванька каторжный — человек. Тьфу! Пропади он пропадом! Глазиша у него так и шныряют, норовят заглянуть в самую душу. Видать, догадывается про то, что нашлась «денежка». Верно что... Уж очень быстро Филимон по забыл про «денежку», и малым словом не напомнит о том, как с его со гласия был вынесен смертный приговор ему, Ваньке. Словно бы ничего не было. Д а как же не было, коль руки с того дня сделались у Хорька, как у пьяницы, трясутся, а на сердце побаливает, стоит попсиховать ма ленько и сейчас же... Да! Совестно. Вроде барышни нынче: и там болит, и тут... И не человек, а так себе, серединка на половинку. Сказали б раньше, что через год-другой он сделается слабый, ни к лешему не год ный, не поверил бы. Да уж, досадно, и, в первую голову, на себя, что так не повезло, теперь уж не смотаешь удочки, когда позовет кукушка, не ступишь на хитрую таежную тропу следом за Большим Иваном. Силуш ки нету той, прежней. Не зря ж Христя давненько приметил неладное и все норовит подсобить. Уж и кричал на него: «Отстань, падла! Заре жу!..» Но тот словно бы не слышит, виновато отводит глаза и упрямо тя нет сначала свой урок, а потом и ему поможет: рядчик-то подлый мужи чонка, попробуй-ка не спроворь урока, сейчас и штрафанет... И тут ни какой хозяин, про которого Ванька думает, что он человек, не выручит: рядчик близко и про все про твое знает, а хозяин далеко, до него еще надо дойти. Привык Ванька, что Христя всякий день подле него, а случится, не окажется того рядом, кричит: — Эй, ты, убивец, подь-ка сюды!.. Сменится в лице Киш, скрипнет зубами, но и только-то, постарается угодить. Ванька не держит на него зла. Поди, сам на его месте поступил бы так же. Но вот кого не любит пуще черта, так это Филимона, догады вается, что тот сыскал «денежку». Иначе не отступил бы от своего, хо дил бы и ныл, уж кто-кто, а Ванька про таких людей знает. Повидал! С вечера слух разнесся: война началась с Японией... Нынче про то на каждом перекрестке долдонят, вон и в артели нету привычной сладки, вдруг да и остановятся посреди мостков, по которым катают тачки, гру женные песком, к насыпи, и заговорят про войну, заспорят. Неясно, с че го война? Вроде б в 900-м году все порешили по уму, когда сибирские конные полки махом прошли по чужой землице. Кое-кто из артельных хаживал с теми полками, у них и пытают: чё да пошто?.. А те и сами толком не знают. Правда, слышали, будто де обидели нехристи в свое время нашего царя-батюшку, чуть не порубали сабелькой. Может, с того ‘ Разновидность акациьи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2