Сибирские огни, 1989, № 1

—• Велел шнретуй идти тебе в дацан. Станешь хувараком’, сын мой. А я уж ничего не могу дать тебе. И он не ослушался, учился исправно и многое узнал, пришлись по душе стар.инные книги, его непросто было выпроводить из тайного, глу­ боко под землею, хранилища человеческой мудрости. А когда подрос, разрешили надеть ярко расцвеченный пояс с изображением богов и сло­ вами из молитв, символ причастности к святому таинству. И он был до­ волен, на великих хуралах^ со старательностью исполнял все, что пору­ чалось. Но странно, в этой старательности не чувствовалось глубокого, от сердца, послушания, которое не оставляет места другим чувствам, и шнретуй, человек проницательный, заметил и остался недоволен, велел следить за каждым шагом молодого монаха, по малейшему поводу на­ казывал строго, внушая, что только в послушании и отречении от соб­ лазнов может открыться истина. Бальжийпин не возражал и все же, оставаясь наедине со старинны­ ми книгами, пытался найти в них другое... Поразительно, с самого на­ чала осознанной жизни старался понять не тайну обряда, которая при­ водила в трепет людей, а то, что стояло за этим обрядом, смысл какой- то, предназначение высокое... И не чувствовал волнения, когда, готовясь к хуралу, надевал праздничный халат из желтого шелка. Д аж е в среде буддистских монахов, людей спокойных и сосредоточенных на какой-то одной мысли, отличался особенною отрешенностью. Однажды, сопро­ вождая ширетуя, оказался в Иркутске и там встретился с чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири, гово­ рил с ним. Доржи, сын Банзара^, так звали чиновника, пришелся по ду­ ше что-то было в нем необычное, яркое, какое-то упрямое нежелание следовать в суждениях за привычными канонами, удивительная раско­ ванность, освобожденность от условностей, которые на него самого так давили... Столько лет прошло, а Бальжийпин все еще помнит встречу с сыном бурятского казака, тогда в душе сдвинулось что-то, тесно стало в мона­ стырских стенах, неспокойно на сердце, хотелось чего-то иного... Но бы­ ли книги и стремление познать истину, которая заключена в них, и это до поры до времени удерживало от случайного, могущего вызвать не­ удовольствие высшей духовной знати, шага. Часы, проведенные среди книг в темных подземных коридорах буд­ дистского монастыря, были лучшие часы жизни. Ни раньше, ни позже он не испытывал того удовольствия, которое получал, перелистывая старин­ ные фолианты. Менее же всего нравилось исполнять службу послушни­ ка, участвовать в ритуальных обрядах. Они были пышны и разнообраз­ ны’ и вызывали чувство прикосновения к таинству у верующих. То же самое и он чувствовал поначалу, но с годами внешняя обрядовая сторо­ на верования стала тяготить: то казалась чересчур педантичной, когда бралась на учет самая незначительная деталь, которая, по его мнению, не могла играть той роли, что ей отводилась; то виделась примитивной, рассчитанной на людей невежественных, не способных отличить ложь от правды и по этой причине принимающих на веру все, что им ни пред­ лагалось. Он остро чувствовал пропасть, которая пролегла между самим уче­ нием и религией, выросшей на основе этого учения, и хотел бы поделить­ ся с кем-то сомнениями, но рядом были люди, как раз больше всего ста­ равшиеся запомнить обрядовую сторону дела и мало интересовавшиеся самим учением. И он все больше и больше замыкался в себе, в конце концов настолько свыкся со своим одиночеством, что оно стало казаться естественным, научился говорить с самим собою, спорить... Порою на­ столько увлекался, что забывал, где находится, и тогда духовные отцы бывали недовольны и говорили, что ему многое надо сделать, чтобы очи- ' Послушник (бурятск.) ^ Молитвенное собрание (бурятск.) * Первый бурятский ученый.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2