Сибирские огни, 1989, № 1

«Армстронг и К°». В Северную Америку, где осуществлялась уж е в тече­ ние ряда лет через пролив между озерами Мичиган и Гурон паромная пе­ реправа, с целью ознакомления с нею командировали молодого инжене­ ра. Мефодий Игнатьевич хорощо знал его и уважал за дерзостность планов. Соколов, так звали молодого инженера, недолго пробыл в Америке, изучая работу парома-ледокола «Св. Мария», и вернулся, имея при себе целый ряд технических выкладок. Скоро в северные порты России стали поступать части машин и механизмов, и уже отсюда сна­ чала по железной дороге, а потом по рекам Енисею и Ангаре их перевез­ ли в рабочий поселок на берегу Байкала, где наметили провести сборку ледокола и куда уж е приехали специалисты с завода Армстронга. Одновременно с этим началось строительство пристаней с молами, и здесь не обошлось без участия Студенникова, он взял подряды на возведение причальных и защитных сооружений с выемкой скалистого дна для стоянки ледокола. Мефодий Игнатьевич, проезжая мимо пристани, не без чувства удов­ летворения думал о том, что все сложные работы по сборке ледокола проведены русскими людьми. А ведь кое-кто говорил, что надо бы пригласить английских рабочих: дескать, сами мы не управимся, куда нам! — рылом не вышли... Однако ж сумели, отлично исполнили клепоч­ ные и столярные работы, сделали многое из того, о чем прежде понятия не имели. И вот 17 июня 1899 года первый паром-ледокол был спущен на воду, а уж е в апреле 1900 года он начал совершать рейсы через Бай­ кал. Теперь ледокол стоял недалеко от пристани, и Мефодий Игнатьевич с привычным для него восхищением смотрел на могучую морскую гро­ мадину, сделанную, как он знал, из лучших образцов сименс-мартенов- ской стали. Издали он видел на палубе три рельсовых пути, на них стоя­ ли вагоны, а чуть в стороне суетились люди; они казались маленькими, беспомощными, что-то кричали, размахивая руками. Мефодий Игнатье­ вич поморщился, не любил излишней суеты. Но это не могло поломать его душевного состояния, знал, впечатление беспомощности, которое ис­ ходит от людей, находящихся на палубе, обманчиво, при первой ж е не­ обходимости они сумеют сделаться умелыми и ловкими, обладающими тою сметкою, которую в простолюдин неизменно называют русскою, но которая присуща всем народам, населяющим империю. Человек занятой, он теперь не мог расходовать время впустую, и даж е сейчас, слезая с лошади, которая вдруг занервничала и не хотела стоять на месте, вновь вернулся к недавним размышлениям, но они уже не были столь радужны, и, прокручивая их в голове, он, случалось, раздражался, хмурился. Жаловались министру: для конопатки судна принята пенька, которая содержала излишнее количество смолы. А это де повлияло на ее стоимость, причем, ни много ни мало, на тридцать процентов. Из заключения представителя морского министерства выхо­ дило, что тут повинны подрядчики. Мефодий Игнатьевич решительно не согласился с таким заключением, о том и уведомил Сергея Юльевича Витте. Однако ж полученный ответ не порадовал, министр не принял объяснения и, гневаясь, отписал, что ему досадно: даж е в лучших рус- ких промышленниках все еще живо чувство лавочника, они норовят урвать побольше, не желая думать о государственной пользе. С неделю Мефодий Игнатьевич ходит сам не свой, не хотел бы сравняться с другими, считая себя выше, умнее, дальновиднее, однако в глубине души сознавал, что министр прав: и в нем, Студенникове, нема­ ло от расчетливого дельца. Но что прикажете, коль такова жизнь? Л хратить деньги впустую, не получая прибыли... Э, ищите дурака в дру­ гом месте!.. Говорят, при возведении мола близ станции Мысовой ему переплатили почти семь тысяч рублей. Что ж, может, и так. Однако ж забывают, что провел он работы быстро и качество их исполнения отменное. Мефодий Игнатьевич усмехнулся: строили на казенный счет на во­ сточном берегу пассажирскую платформу. И что же?.. Простояла с 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2