Сибирские огни, 1989, № 1
«Армстронг и К°». В Северную Америку, где осуществлялась уж е в тече ние ряда лет через пролив между озерами Мичиган и Гурон паромная пе реправа, с целью ознакомления с нею командировали молодого инжене ра. Мефодий Игнатьевич хорощо знал его и уважал за дерзостность планов. Соколов, так звали молодого инженера, недолго пробыл в Америке, изучая работу парома-ледокола «Св. Мария», и вернулся, имея при себе целый ряд технических выкладок. Скоро в северные порты России стали поступать части машин и механизмов, и уже отсюда сна чала по железной дороге, а потом по рекам Енисею и Ангаре их перевез ли в рабочий поселок на берегу Байкала, где наметили провести сборку ледокола и куда уж е приехали специалисты с завода Армстронга. Одновременно с этим началось строительство пристаней с молами, и здесь не обошлось без участия Студенникова, он взял подряды на возведение причальных и защитных сооружений с выемкой скалистого дна для стоянки ледокола. Мефодий Игнатьевич, проезжая мимо пристани, не без чувства удов летворения думал о том, что все сложные работы по сборке ледокола проведены русскими людьми. А ведь кое-кто говорил, что надо бы пригласить английских рабочих: дескать, сами мы не управимся, куда нам! — рылом не вышли... Однако ж сумели, отлично исполнили клепоч ные и столярные работы, сделали многое из того, о чем прежде понятия не имели. И вот 17 июня 1899 года первый паром-ледокол был спущен на воду, а уж е в апреле 1900 года он начал совершать рейсы через Бай кал. Теперь ледокол стоял недалеко от пристани, и Мефодий Игнатьевич с привычным для него восхищением смотрел на могучую морскую гро мадину, сделанную, как он знал, из лучших образцов сименс-мартенов- ской стали. Издали он видел на палубе три рельсовых пути, на них стоя ли вагоны, а чуть в стороне суетились люди; они казались маленькими, беспомощными, что-то кричали, размахивая руками. Мефодий Игнатье вич поморщился, не любил излишней суеты. Но это не могло поломать его душевного состояния, знал, впечатление беспомощности, которое ис ходит от людей, находящихся на палубе, обманчиво, при первой ж е не обходимости они сумеют сделаться умелыми и ловкими, обладающими тою сметкою, которую в простолюдин неизменно называют русскою, но которая присуща всем народам, населяющим империю. Человек занятой, он теперь не мог расходовать время впустую, и даж е сейчас, слезая с лошади, которая вдруг занервничала и не хотела стоять на месте, вновь вернулся к недавним размышлениям, но они уже не были столь радужны, и, прокручивая их в голове, он, случалось, раздражался, хмурился. Жаловались министру: для конопатки судна принята пенька, которая содержала излишнее количество смолы. А это де повлияло на ее стоимость, причем, ни много ни мало, на тридцать процентов. Из заключения представителя морского министерства выхо дило, что тут повинны подрядчики. Мефодий Игнатьевич решительно не согласился с таким заключением, о том и уведомил Сергея Юльевича Витте. Однако ж полученный ответ не порадовал, министр не принял объяснения и, гневаясь, отписал, что ему досадно: даж е в лучших рус- ких промышленниках все еще живо чувство лавочника, они норовят урвать побольше, не желая думать о государственной пользе. С неделю Мефодий Игнатьевич ходит сам не свой, не хотел бы сравняться с другими, считая себя выше, умнее, дальновиднее, однако в глубине души сознавал, что министр прав: и в нем, Студенникове, нема ло от расчетливого дельца. Но что прикажете, коль такова жизнь? Л хратить деньги впустую, не получая прибыли... Э, ищите дурака в дру гом месте!.. Говорят, при возведении мола близ станции Мысовой ему переплатили почти семь тысяч рублей. Что ж, может, и так. Однако ж забывают, что провел он работы быстро и качество их исполнения отменное. Мефодий Игнатьевич усмехнулся: строили на казенный счет на во сточном берегу пассажирскую платформу. И что же?.. Простояла с 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2