Сибирские огни, 1989, № 1
кий раз ссылались на сделавшуюся хрестоматийною историйку, которая случилась с покойным государем императором. А было так... Царь ехал в особом поезде по Юго-Западной железной дороге, что в ту пору нахо дилась в ведении молодого Витте, причем ехал медленно, так медленно, что, в конце концов, возмутился. Приближенные царя, естественно, ска зали об этом начальнику дороги: дескать, везде государя возят быстро, и только вы не в состоянии это сделать. Витте выслушал, ответил с не малою дерзостью: — Пусть другие поступают, как знают, а я не согласен подвергать опасности жизнь государя. В конце концов, вы сломаете ему шею... О словах начальника Юго-Западной железной дороги стало известно императору, он нахмурился и ничего не сказал. А через два месяца случилась катастрофа с царским поездом. Государь не пострадал, но сейчас же вспомнил о Витте: — Это тот самый молодец, который предупреждал, что они когда- нибудь сломают мне шею? Ведать ему департаментом железных дорог. Говорили даже: уж не сам ли Витте подстроил аварию с царским поездом? Нет, конечно... Тем не менее последнее обстоятельство сильно повлияло на его дальнейшую судьбу. Впрочем, Мефодий Игнатьевич был уверен, что симпатичный ему человек все равно достиг бы желанной цели, поскольку обладал государственным умом, и он часто говорил: — На сто дураков один умный. Не мало ли? — И сам себе отвечал: — Нет, не мало, если этот один — Сергей Юльевич. Студенников чрезвычайно обрадовался бы, когда б умел провидеть будущее, как Светловский, считавший себя социал-демократом, который положил на гроб бывшего сановника Российской империи венок со сло вами: «Великому государственному деятелю, которого оценит история». Но и не зная этого, он испытывал удовольствие от того, что знаком с таким человеком. ...Мефодий Игнатьевич проезжал близ пристани, где стоял ледокол- паром «Байкал», и вспомнил, что и паромная переправа в немалой сте пени связана с именем графа Витте. Еще 24 февраля 1893 года на засе дании комитета по строительству Сибирской железной дороги, на кото ром присутствовал и Студенников в качестве наблюдателя от сибирских промышленников, граф Витте, тогдашний министр финансов, высказал мысль о паромной переправе железнодорожных составов через священ ное море, пока не построена железнодорожная ветка, соединяющая станции Мысовую и Байкал. Д о этого чугунные рельсы укладывали прямо на лед и перевозили вагоны с помощью электрической и паровой тяги. А лед местами бывал тонкий и слабый, отчего нередко случались несчастья. Не далее как в начале прошлого года ушел под лед состав, груженный кубанской пшеницею. К тому же во льду часто образовыва лись трещины и надо было ждать, когда они исчезнут, чтобы положить рельсы. Эти трещины обладали тою особенностью, что неожиданно по являлись в другом месте и часто там, где их совершенно не предпола гали. Мефодий Игнатьевич, встречаясь с инженерами, в частности, со строителем Забайкальской железной дороги Пушечниковым, понимал, что долго так продолжаться не может, и оттого с удовольствием принял сообщение министра о необходимости пароходной переправы через Бай кал, а некоторое время спустя содействовал продвижению этой мысли в жизнь, стараясь убедить сибирских промышленников войти в новое дело. Эти хлопоты увенчались успехом, старое купечество Российской окраины, не желая вмешательства иностранцев, со всею активностью поддержало его. К сожалению, в России не нашлось завода, который взял бы прави тельственный заказ на строительство парома-ледокола мощностью в три с половиной тысячи индикаторных сил, а стоимостью более чем в три миллиона рублей. И заказ на постройку судна по недолгом размы шлении был передан русским правительством английской фирме 33 2 Сибирские егыи ЛЪ 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2