Сибирские огни, 1989, № 1
20 килограммов керосина, то есть по кило грамму каждому. Я, наклонясь к заведую щему, сказал: Феоктист Алексеевич сейчас по срочному заданию обкома партии рабо тает над материалами о передовом колхозе и килограмма керосина для него маловато. Тот усмехнулся, взял из моих рук бумагу и написал: «Дополнительно т. Березовскому По этой резолюции мы и получили тало ны на керосин. Вот как было трудно добы вать самое элементарное. Каким был Феоктист Алексеевич Бере,зов- ский внешне? Среднего роста, коренастый, всегда тщательно одетый, с довольно рез. кими чертами лица и большими залысинами на лбу, он меньше всего походил на писате ля. Скорее всего его можно было принять за руководящего работника, энергично ве дущего борьбу на каком-нибудь важном участке. Несмотря на то, что ему тогда шел седьмой десяток лет, выглядел он значи тельно моложе своего возраста. Движения его были легки, жестикуляция руками быст рая и решительная, а глаза настороженно ощупывали собеседника... В издательстве и других организациях бывал нечасто. Много времени, особенно летнего, проводил, как я уже отмечал, в пе редовом колхозе. А еще больше — за пись менным столом в квартире дома 33 по ули це Республики (теперь улица Ленина, дом 47). Феоктист Алексеевич работал в то вре мя не только над рукописью о колхозе «Красный овцевод», но и над очерком о председателе колхоза К. С. Меняйло и над романом «Отечество». О плане романа «Отечество» он не раз го ворил мне, что это будет крупное произве дение о гражданской войне в Сибири и ста. новлении Советской власти, о росте народ ного хозяйства. По замыслу Феоктиста Алексеевича, герои романа, в том числе и главный— Евсей Данилович Бараба, будут действовать и в период Великой Отечествен ной войны. Последний раз он упоминал об этом романе в нашем разговоре, когда я на вестил его в Москве 13 февраля 1944 года. Встретил он меня очень приветливо, даже радостно. Извинившись, вышел в другую комнату и через минуту-другую предстал передо мной переодетым: вместо широкого домашнего халата на нем был тщательно отутюженный костюм с сорочкой под гал стуком. Почему-то хорошо запомнился этот галстук: узкий, с поперечными цветными по лосками. Мы уселись в кресла и провели за ожив ленным разговором более трех часов. Меня особенно интересовала работа над рома ном «Отечество». Березовский сказал мне, что заканчивает отработку написанной еще в Омске повести, превращая украинский ва риант в русский, и вплотную садится за ро ман «Отечество». — Впрочем,— заметил Феоктист Алексе евич,— значительная часть его уже написа на, правда, относящаяся к периоду колча ковщины. Как известно, ни повесть «Победители», ни роман «Отечество» при жизни автора света не увидели. Вероятнее всего, они на ходятся в архиве автора. Лишь небольшой отрывок из романа под заглавием «Над бездной» опубликован в третьей книге «Ом ского альманаха». В отрывке автор рельеф но, яркими мазками нарисовал картину зверств колчаковцев в Омске; и хотя наш город писатель не называет своим именем, тем не менее по многим приметам читателю ясно, что события происходят в Омске. Н а пример, автор пишет: «Погнали нас напра во, по направлению к загородной роще». Именно направ .0 надо было повернуть из омской тюрьмы, чтобы выйти к старой за городной роще (так называлась роща в районе нынешнего сельхозинститута). Отрывок этот заканчивался не менее яр кой публицистической концовкой, в которой автор, откликаясь на злобу дня, перекиды вает мост от колчаковщины к фашизму, к борьбе советского народа против гитлеров ской Германии. Были тогда у Феоктиста Алексеевича и другие творческие планы, о которых он со общает в публикуемых письмах. Весной того же года мы случайно встре тились с Феоктистом Алексеевичем на од ной из подземных станций Московского метрополитена. Беседа продолжалась минут десять-пятнадцать. Я спросил, как идет ра бота над той «повестушкой», о которой он мне писал. Феоктист Алексеевич ответил, что она еще дорабатывается и скоро будет окончательно завершена. Посетовал, что много времени отрывает общественная р а бота в Союзе писателей (он был председа телем ревизионной комиссии ССП). На мой вопрос о сюжете повести ответил примерно так: в центре повести — знаменитый рус ский певец, приехавший из Петрограда на родину в Сибирь к своему отцу, но отказав шийся «служить хамам». Однако затем он убеждается в ошибочности своей позиции. В дальнейшем о судьбе рукописи этой по вести я ничего не знал до тех пор, пока в 1962 году дочь писателя Зинаида Феокти стовна Березовская не подарила мне только что вышедшую книгу Березовского с над писью: «Дорогому Сергею Ивановичу } ^ а - нову с радостью и глубокой признатель ностью за неизменную память об авторе». Этот сборник произведений включил в се бя три вещи: «Ленин на трибуне», «Порт рет» и «Мать». Поскольку с первой из них и третьей я был знаком, сразу стал читать впервые публикуемую повесть «Портрет». По многим признакам это и была та самая «повестушка», о которой писал мне Феок тист Алексеевич и говорил в подземном дворце метрополитена. Выходит, что одна из рукописей через десять лет после смерти писателя нашлась. Следовало бы поискать в его архиве и другие. Тогда же, в метро, Феоктист Алексеевич с явным удовольствием сообщил, что его повесть «Мать» издана после войны в И та лии и что одновременно с нею там же были изданы на итальянском языке «Разгром» А. ^Фадеева, «Чапаев» Д . Фурманова, «Ти хий Дон» М. Шолохова и другие произведе ния советских писателей. Мне показалось, он хотел подчеркнуть, в каком славном ря ду стоит его повесть. Если это так, то впол не законная гордость, ведь повесть «Мать» напечатанная в 1923 году в альманахе с характерным названием «Вехи Октября», была одним из первых художественных"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2