Сибирские огни, 1989, № 1
наделил его поразительной, если не сказать — фантастической, способностью, несмотря на глухоту, непостижимым образом слышать живой мир, в частности маралов, с которы ми он даж е пытается (и небезуспешно) по- своему объясняться. Фантастическое начало в повести стано вится весьма эффектив.ным средством выра жения идеи «единения» человека и природы. Помимо того, оно помогает выявить некото рые любопытные нюансы современного об щественного бытия, которые просматривают ся через призму общения Дудникова с ма ралами. Контактируя с оленями, Гоша приходит к мысли, что им необходима св-обода. Он ре шает выпустить животных на волю. Сначала Гоша уводит в дальний край совхозных уго дий крупного марала-быка, надеясь, что со временем из него вырастет настоящий во жак, Хозяин, который и уведет за собой на свободу все стадо. Хозяин вырос, заматерел, и Гоша взялся за осуществление своего пла на. Однако животные повели себя совсем не так, как ожидал Дудников. Воспитанные в страхе и покорности, давно отвыкнув от са мостоятельности, маралы не спешат восполь зоваться дарованной свободой. «Как ни старался Хозяин, он не видел у собратьев ни радости, ни нетерпения, они были готовы повиноваться — и все... И тог да Гоша побежал, утопая в снегу, запинаясь и падая, он звал за собой оленей, он кричал, вкладывая в этот зов боль и тоску, стремле ние к воле и справедливости, всю свою лю бовь к миру. Но стадо не двигалось, не по нимая человека, а скорее всего маралы не могли поверить в то, что на свободе будет по-другому. Разве есть иная жизнь?..» История эта заставляет задуматься и откровенно спросить самих себя: давно ли мы сами перестали (да и перестали ли окон чательно) быть похожими на такое же рав нодушное стадо в загоне, давно ли почувст вовали, что возможна другая жизнь? И осознали ли в полной мере эту возмож ность? Люди, подобные Дудникову, и новую жизнь, и новые возможности интуитивно ощущают раньше и лучше других. А ощу щая, в меру собственных сил зовут за собой остальных, делают все, чтобы приблизить эту, новую, жизнь, ибо важнейшее изначаль ное их свойство — «жить не для себя, а на отдачу». «Жизнь на отдачу» — и есть тот прочный стержень, на котором держатся Большая Любовь ко всему живому и Большая Добро та, противостоящие Злу. В бескомпромиссном поединке сталкивает ся со Злом, олицетворенным в образе отще- пенца-браконьера, убившего доверчивого к людям Хозяина, и Гоша Дудников. Он едва не погибает о т руки преступника, но нравст венная победа доброго, сильного духом, цельного человека, не убоявшегося во имя сохранения природы лютой злобы, остается за ним. Гошина «жизнь на отдачу» не проходит бесследно для всех, кто соприкасается с ним. Не без Гошиного влияния герой-рас сказчик решается бросить опостылевший ему город и поселиться в Иджиме. Оставляет свой след Гоша и в душе Риты Никодимо вой, в которой начинает зреть понимание высокого чувства любви. Правда, сама ли ния любовной связи Гоши и Риты не кажет ся мне удачной. Есть в этой истории налет красивости, схематизм дешевой мелодрамы. Насылая на своего глухонемого героя, неис кушенного в интимных делах, бойкую и опытную в любовных хитросплетениях, са мовлюбленную и прагматичную самочку, автор явно впадает в заданность, опрощает и спрямляет отношения молодых людей. Размышляя о том, что он как читатель, писатель и, наконец, издатель ждет от мо лодой литературы, главный редактор ж ур нала «Знамя» Г. Бакланов пишет: «Хоте лось бы в числе книг, повлиявших на мо ральный, нравственный климат общества, видеть книги молодых. К сожалению, их по ка еще нет» («Лит. Россия», 10 ноября 1986 г.). Думаю , что повести М. Щукина и С. За- дереева как раз и являются предвестниками таких книг. Думаю также, что теперь они будут появляться все чаще. Развитие демок ратии и гласности, ведущие к оздоровлению всего нашего общества, — тому порука. Од нако хочу сразу оговориться. Никакая га рантия ничего не даст, если молодые лите раторы не преодолеют в себе комплекс «расщепленного сознания», не обретут в се бе внутреннюю свободу, позволяющую го- В'Орить то, что думаешь, как думаешь, и именно так, как ты хочешь, чтобы тебя ус лышали и поняли. Это, конечно, трудно. Д а ж е сейчас, когда много чего позволено. Но — вспомним еще раз Б. Курносенко—мож но, можно и нужно! И пусть это «можно и нужно» не повиснет в воздухе, пусть поча ще воплощается в страницы отличной про зы, говорящей правду и только правду, во всей полноте раскрывающей многотрудную и всегда загадочную кашу жизнь. С этой вот надеждой, что в очень скором будущем набравшая мощь и звучание, новая литературная волна, возникшая в середине 80-х, станет действительно оказывать замет ное влияние как на литературный, так и на общественный климат,— мне бы и хотелось закончить свои заметки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2